Маскировка животных, мимикрия. Как животные маскируются и укрываются. Убежища животных

Маскировка животных

Как животные маскируются и укрываются

Практически все дикие животные, будь то звери или птицы, рыбы или пресмыкающиеся, демонстрируют нам непревзойденные образцы маскировки, так как живая природа по сути является огромной лабораторией. Даже простой жаворонок может служить хорошим примером эффективной и надежной защитной окраски. Возьмите и проследите, как он опускается на еще голую, не покрытую всходами пашню, после чего на несколько минут отведити взгляд в сторону. Теперь снова посмотрите на сидящую птичку - оказывается, что так срезу же ее увидеть не удается, хотя она и сидит на прежнем месте из-за защитной окраски, сливающейся с окружающим фоном. Но как только жаворонок побежит по земле, снова заметить его легко.

Вот для этого многие звери и птицы, на зиму меняют свой наряж на белый, - это зайцы-беляки, песцы, горностаи, белые куропатки, полярные совы. Мех многих других зверей после осенней линьки хотя и мало изменяется в расцветке, но приобретает более светлые тона. Таковы заяц-русак, косуля, волк, рысь и др. Есть много млекопитающих с пестрым рисунком наружных покровов - это бурундуки, тигры, кабанята, некоторые полорогие. Их одеяния прекрасно подогнанные под фон местности, имеет еще дополнительно и полосы. А вот на боках у телят оленей и косуль имеются светлые пятна. Такие полосы и пятна очень похожи на естественные полосы и пятна солнечного света, пробивающегося сквозь растительность и листву деревьев, тем самым делая незаметными их владельцев. И хотя звери одеты не так пестро, как птицы, но и цвет шерсти, и тона, и рисунок - хорошо маскируют зверей в их характерных местообитаниях, поэтому и преобладают у них рыжие, бурые и коричневые цвета в разных сочетаниях и оттенках.

Однако следует отметить, что в борьбе за существование животным хорошо помогает не только одна защитная окраска, но и многие отработанные веками приемы маскировки. Сохранение неподвижности - один из них. К состоянию неподвижности животные часто переходят почти мгновенно, с хода, при этом они нередко маскирудося травой, кустарниками, камнями, ветвями деревьев и т.п. И тогда создается впечатление, что быстро идущий зверь вдруг просто исчез, словно провалившись сквозь землю. Именно так поступают многие наши животные: зайцы и лисицы, волки и косули, белки на деревьях и другие. Сохраняя каменную неподвижность, они стоят, с напряженным вниманием прислушиваются, принюхиваются и осматриваются. При этом они лишь иногда поводят ушами или, еще реже, слегка поворачивают голову. Только в такой момент натуралист, если он еще не замечен зверем, легко может выдать себя малейшим движением или шумом, поэтому он тоже должен мгновенно замереть, лишь смотреть да слушать...

Некоторые звери и птицы могут залечь и при этом так лежат, словно мертвые, без всякого движения. И тогда появление людей, собак, крики и даже выстрелы в непосредственной близости от залегшего, или как говорят "запавшего" зверя или птицы, не способны вывести их из такого состояния, похожего на оцепенение. Из зверей особенно часто "западают" молодые, еще неокрепшие детеныши, например зайчата, кабанята, телята всех оленей, реже - хищники, например волчата. Иногда "западают" и взрослые звери, например волки во время облав, реже - косули. Так же поступают и некоторые птицы: птенцы боровой птицы, некоторые кулики, куропатки. "Запавшего" зверя или птицу чрезвычайно трудно обнаружить при помощи зрения или слуха, а обнаружить их можно чутьем и только тогда, когда подходят вплотную.

Звери иногда прячутся, забиваясь под корни деревьев, коряги, в подвернувшиеся норы и т.д. Особенно часто поступают таким образом раненые животные. Утки нередко ныряют и, схватившись клювом за подводные части растений, не всплывают на поверхность.

Многие животные скрываются в зарослях, в траве, в ветвях деревьев (птицы, белки, бурундуки, куницы, соболя, рыси, росомахи и др.), в норах, ныряют в снег (как это делает горностай) или в воду (водоплавающие птицы, выдры, норки, ондатры). Все способы укрытия перечислить невозможно.

Характерно, что птицы и звери инстинктивно выбирают подходящий для них фон. Например, весной невылинявшие, еще белые зайцы-беляки прячутся в лесу на пятнах нерастаявшего снега.

О том, как животные предохраняют себя от слуха своих врагов, можно сказать немного. Как правило, и звери и птицы безмолвны. Лишь в случаях действительной надобности или при сильном возбуждении они подают голос. Даже сильная боль при ранениях редко заставляет их кричать.

Звери обладают способностью ходить без шума. Это в особенности относится к хищникам, для которых важно уметь тихо скрадывать добычу. Но и копытные звери иногда не отстают в этом от хищных. Например, осторожно идущие на солонцы изюбри подходят к ним так, что в тишине ночи охотник обыкновенно ничего не слышит, хотя и напряженно вслушивается; звери появляются "как тени".

Звери и птицы обладают также специальными приспособлениями для соблюдения тишины.

Мы знаем, что перья птиц и волосы животных предохраняют тело от холода и механических повреждений, но известно еще, что эти же покровы являются важным приспособлением для звуковой маскировки, а именно - для бесшумного движения в траве, кустах, ветвях деревьев и т.п.

Поведение различных животных в случае угрожающей им опасности, конечно, не может быть всегда одинаковым - звери и птицы реагируют сообразно обстановке и своим способностям. Но чем старше, опытнее животные, тем они осторожнее и хитрее; чем больше напуганы частым преследованием, тем осторожнее; чем больше в данной местности подходящих укрытий, тем спокойнее они ведут себя и ближе подпускают; чем более голодны, тем менее осторожны.

При приближении людей, подвод, лодок, собак, хищников и т.п. животные обычно убегают и улетают не сразу, а затаившись, некоторое время, выжидают, высматривают, выслушивают и вынюхивают, а затем неожиданно для приближающихся покидают свое убежище.

Опытные охотники приблизительно знают расстояния, на которые они могут подойти к дичи, мало рискуя ее спугнуть. К тому же по поведению животного нередко можно понять, что оно беспокоится. Например, тетерева, глухари и ряд других птиц вытягивают шеи, олени поднимают головы, рябчики особым образом циркают, все перестают кормиться и т.д.

Зная местность, птицы и звери, если их преследуют, в большинстве случаев направляются в места, где им легче скрыться, причем идут или летят наиболее безопасными путями. Знание этих мест и путей очень важно для успешной охоты.

Животные хорошо привыкают к предметам и звукам, необычным в природной обстановке, но которые часто возникают там, где они живут, и не приносят им никакого вреда. Поезда, подводы, автомобили, пешеходы, тракторы и самолеты, особенно двигающиеся по одним и тем же путям, их не пугают. Но, например, человека, идущего в стороне от дороги, они уже боятся.

Выслеживая косуль, я по следам внимательно наблюдал, как реагируют они на шум самолета. Оказывается - никак; лишь иногда постоят, немного потопчутся на одном месте и снова пойдут в прежнем направлении; с лежки не встают. Не замечал я также, чтобы изменили свое поведение рябчики, глухари, тетерева.

Мало того, звери запоминают форму и цвет предметов, например, экипажей, упряжи, одежды людей, работающих на полях и в лесу.

Звери и птицы сразу замечают всякие, иногда очень мелкие нарушения природной обстановки, например маленькую сломанную веточку, прошлогодний древесный листок, перевернутый на земле на другую сторону, неудовлетворительную маскировку капкана, малейшее нарушение снежного покрова и др. В таких случаях у животных резко повышаются их обычная осторожность и внимание ко всему окружающему.

Если охотник будет наблюдать за действиями зверей и птиц, их осмысливать, увязывать с обстановкой и выявлять причины того или иного действия животного, он поймет многое из того, на что раньше не обращал внимания, и научится новым приемам искусства быть незаметным.