Северный олень.Северные олени Rangifer tarandus Linnaeus = Северный олень. северный олень

9870 St Vincent Place, Glasgow, DC 45 Fr 45.

+1 800 559 6580

Северные олени (Rangifer)

  Фото

Род: Rangifer Smith H., 1827 = Северные олени

Вид:Rangifer tarand us Linnaeus = Северный олень

....В торфяниках Финляндии (также по этому автору) обнаружены три типа саней: 1) лодкообразные, 2) однополозные, время использования которых отнесено к эпохе ранней литорины1, и 3) двупо-лозные, которые возникли, судя по этим находкам, как соединение однополозных. Крупные полозья имели длину 4,5 ж, а в сечении 23 X 5 = 115 ж2. Подобные же полозья найдены в Зауралье от времени конца неолита (Шигарский и Горбуновский торфяники).

Равдоникас, ссылаясь на Менчина, говорит, что еще во времена Анциллового моря, в бореальный период,в Кундах найдены кости северного оленя, хотя известно, что дикого оленя в это время там не было.

В раскопках Афонтовой горы (времени Мадлен) под Красноярском В. И. Громовой были обнаружены кости оленей и их зубы, •сходные с современными домашними.

Фото

Все приведенные факты еще недостаточны для утверждения о древнейшем происхождении оленеводства. Поэтому надо перенестись мыслью к укладу жизни, каким он мог быть в первобытной общине тех времен. Тогда население охотилось на стада разных животных и, в частности, на северных оленей. Вполне допустимо предположить, что живые олени могли попадать в руки к человеку разными способами, в частности, в результате охоты «загоном». Загоны устраивали, забивая в землю два ряда кольев, на которые навешивались тряпки, крылья птиц и ставились чучела. Ряды кольев сходились под углом. В вершине загона располагались сети, а между кольями близ вершины загона устраивались сплетения из ремней, чтобы олени запутывались в них. Загон имел в длину 5 км.

Такие методы охоты применяли и другие северные народы, в частности, саамы. От таких способов охоты в древние времена, распространенных в разных странах, был один шаг до приручения пойманных молодых животных. Они использовались сначала как мясной резерв, а потом для приручения и одомашнения. К этому процессу у народов возникла склонность, по-видимому, еще в верхнем палеолите с упрочнением родовой общины. И хоть эта эпоха на севере хронологически была позднее, чем в южных странах, все же процесс одомашнения имевшегося вблизи дикого материала, должен был наступить в эту же эпоху.

Г. П. Сосновский по этому вопросу писал, что в условиях охотничьего быта северный олень был приручен раньше, чем рогатый скот и лошадь. Несмотря на очень малые и спорные свидетельства остатков, говорящих об использовании оленей в транспорте в верхнем палеолите (Мадлен), этот автор допускает такую возможность. Ряд авторов — таких, как Хэтти (1917), Биркет-Смит (1929), подчеркивают большую древность северных береговых культур по сравнению с внутренними континентальными. Нельзя не согласиться и с тем, что в неолите Северной Сибири почти нет следов оленеводства. Пока достоверным свидетельством являются китайские летописи V и VI вв. н. э. Что же касается более раннего времени, IV—II вв. до н. э., то нельзя обойти молчанием результаты раскопок знаменитых Пазырыкских курганов на Алтае. ТамФ.А.Руденко и П. М. Грязнов на голове трупа одной из лошадей обнаружил маску, сделанную из кожи, войлока и меха в виде головы северного оленя с рогами. Подушки седел были набиты оленьей шерстью. Тип седла на лошадях близок к устройству седел для верховых оленей.

На скальной писанице последних веков до н. э. изображены стада оленей, лошадей и коз, которых пасет пастух.

Что касается начального использования северного оленя, то мы согласны с А. М. Золотаревым и М. Г. Левиным в том, что оно заключалось в создании маныциков и в использовании в транспорте при наличии охоты и передвижений за стадами диких оленей. Использование в транспорте не могло быть особенно трудным, поскольку задолго до оленей в транспорте использовались собаки, так что тип упряжки был уже известен.

Интересен вопрос о том, как приобретались доместикационные изменения, характерные для целых стад оленей. Вряд ли возможно представить себе постепенный переход дикого стада к одомашненному состоянию. Вероятно, сначала нужно было создавать ядро, прирученное и хорошо подчиняющееся человеку, а постепенно к нему добавлять различными способами молодых оленей из диких стад. Нам представляется, что приобретение оленями даже небольших доместикационных изменений требует громадной творческой работы оленеводов.

Происходила ли такая работа в одном или во многих местах? Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать до больших подробностей расселение народов и специфические черты их национгльного оленеводства. Этот вопрос далеко еще не разрешен и в XX в., несмотря на длительное и обстоятельное изучение северного оленеводства В. Г. Тан-Богоразом. Некоторое время пользовалось признанием единство Алтай-Саянского центра одомашнения. Было высказано также предположение (Максимов) и о другом центре — Лопарско-Германском. Первое мнение основывалось на стремлении отыскать древний стык между коневодством и оленеводством и основывалось на мысли о возможности подражательного одомашнения оленей. Допускалось распространение оленеводства в связи с миграцией народов самоедской группы на северо-запад Азии, а тунгусских народов — на северо-восток. Но при распространении оленеводства нельзя забывать о том, что и внутри одного и того же племени встречается оленное и безоленное население, причем каждая из этих групп могла быть различного происхождения. За дифференциальное политопное возникновение оленеводства высказались Золотарев и Левин (1940): «Среди самоедских народностей, — писали эти авторы, — мы находим также значительные вариации.

Прежде всего, у селькупов оленеводство резко отличается от ненецкого. В пределах первого находятся группы с санным и бессанным, только с верховым оленеводством. Среди ненцев и тавгийцев есть также значительные вариации, связанные с порядком и временем кочевания, недостаточно еще изученные, чтобы можно было говорить о них определенно. Впрочем, достоверно известно, что в то время, как ненцы живут удоем оленей, некоторые группы тавги убивают оленей только в самых крайних случаях». Учитывая многие факты, привести которые здесь невозможно, мы склоняемся к тому, что оленеводство возникало постепенно и самостоятельно у разных народов, когда они достигали необходимой для создания животноводства ступени общественного развития. Это могло произойти уже в самом начале или середине неолита в Северной Сибири.

Возникало оленеводство в разных местах, причем на характер его развития влиял ряд факторов таких, как наличие или отсутствие собак, близость тундры и тайги, морского побережья, преобладание охотничьего или рыбного промыслов и т. д. А так как не все северные племена развивались одинаково, то и обладание новым производством происходило хронологически в разное время...

РАЗДЕЛЫ
САЙТА