Моногамия. Гермафродит. Моногам. Половые органы животных. Спаривание. Репродуктивное (брачное, половое) поведение

О "любви" и сексе в животном мире (ч.4)

Перейти в оглавление раздела:Репродуктивное (брачное) поведение

Ну а как с моногамией у человека?

Если взглянуть на наш вид со стороны, заметно - мы не "исключительно моногамны". Уровень измен и разводов в обществе довольно высок, разнояйцевые близнецы зачастую бывают от разных отцов... Но и "исключительной развратности" не наблюдается. Мало кто имеет сотни партнеров, а процент тех, кто живет всю жизнь с одним человеком, достаточно большой.

Есть и более убедительные доказательства "почти моногамности".

Во-первых, небольшая разница в размерах полов. У моногамных видов самцы и самки почти одинаковы, у полигамных - заметно отличаются. Южные морские слоны держат гаремы; самец у них в длину в 2 раза больше самки, а тяжелее - в 10 раз. Самец гориллы в два раза огромнее своей подруги, и у него много жен.

Во-вторых, сравните человека с другими обезьянами. Известно, что соревнование спермы диктует размер яичек. Те из самцов, кто лишен конкурентов (а значит, соревнование для них минимально) и хорошо защищает свою территорию, имеют маленький размер половых органов. Те, кто всю жизнь соблазняет чужих самок или имеет дело с неверными женами, носят большие по сравнению со своими размерами яички. У человека эти параметры средние.

И третье. Часто говорят, что по генетическим анализам уровень неверности супругов равен 30%. Но Оливия Джадсон, изучив много научной литературы на эту тему, так и не нашла ничего больше 11,8%.

Подтверждает людскую супружескую верность и эксперимент с англичанами по фамилии Сайкс, у которых взяли образцы ДНК. Выяснилось, что почти все Сайксы - дальние родственники, а "уровень измен" за 700 лет у них равен всего 1,3%.

...Недалек тот день, когда на психологической консультации всем желающим смогут измерить "уровень моногамности". И подозрение, что мужчина с большими яичками склонен соблазнять чужих жен, станет доказанным фактом.

Как связаны инцест и непорочное зачатие

"Происходит что-то ужасное. Я самец акаридии и этим утром, как обычно, занимался любовью с одной из моих сестер в брюшке у матери. И вдруг брюшко взорвалось, все сестры выпали, и я остался один. Может, это наказание за противоестественные связи? Что со мной теперь будет?"

Ошеломленный из Арканзаса

Плохие новости: ваша миссия закончена. А в инцесте вы не виноваты, это все ваши сестры. Самка акаридии, мелкого клещика, высасывает яйцо, отложенное жуком, ее живот раздувается в двадцать раз, и она превращается в шарик. Дети - около 50 - развиваются внутри и копулируют друг с другом. Затем самка взрывается, и уже ее дочери ищут себе подходящее яйцо для поселения.

Но в отличие от человека инцест у насекомых не наносит потомству вреда. У людей во всем повинно соединение рецессивных генов (по одному от каждого родителя), которые часто приводят к серьезным "поломкам" в организме. У близких родственников вероятность получить пару таких генов намного выше. Акаридии, однако, имеют другую генетическую систему. Самка, как и у человека, диплоидна (получает по копии каждого гена от отца и от матери). А самец гаплоиден: он выводится из неоплодотворенного яйца с единственной копией генов - от матери. То есть фактически не имеет отца и рождается от девственницы.

Самка откладывает неоплодотворенные яйца, и из них появляются самцы. Таковы многие насекомые, черви, клещики... Вот, к примеру, оса склеродерма. Самка впрыскивает яд в личинки жука, перед тем как выпить их кровь. Затем откладывает в них яйца. У этих видов мать совокупляется не только со своим сыном, но и с внуком, рожденным от дочери.

Вторая генетическая система - менее распространенная и также встречается у насекомых. Самцы появляются на свет из оплодотворенных яиц, но на ранних стадиях развития эмбриона клеточная механика разрушает отцовские гены, и получается экземпляр с одиночным набором генов. Инцест таким не страшен, ведь у рецессивных генов очень мало шансов "прорваться".

В таком обществе не нужно много самцов. Объяснение этому нашел эволюционист Билл Хамильтон. Самка у видов, замеченных в инцесте, изолирована в своем домике, будь это кофейное зерно, ухо бабочки или ресница человека, которые никто больше не попытается заселить. А когда самка изолирована, ее репродуктивный успех зависит только от того, сколько у нее дочерей. Она не получит дополнительных внуков от своих сыновей, которые могли бы оплодотворить чужих дочерей - просто потому, что нет рядом этих чужих дочек. И поэтому она должна произвести на свет совсем немного "мальчиков", только чтобы хватило на собственных "девочек". Остальное - трата энергии.

Он, она, оно, нечто, неизвестно кто...

"Я плазмодий, и я не представляю, как выйти замуж и завести детей. Я никого пока не встретила. К тому же я слышала, что у всех два пола, а у нас их тринадцать. Боюсь, что так и останусь старой заплесневелой девой".

Ищущая дюжину из румынских лесов

Дорогая, вас дезинформировали. У вашего вида не 13, а более 500 полов.

Плазмодии не похожи ни на кого и даже грибам лишь дальние родственники. Это существо - одна огромная клетка, различимая даже человеческим глазом. Но в то время как обычная клетка представляет собой цитоплазму с ядром, клетка взрослого плазмодия - это огромная масса цитоплазмы с миллионами ядер. Когда наступает время, формируется капсула со спорами, и споры становятся половыми клетками.

В каждой половой клетке содержится "одиночный" комплект генов. В отличие от обычных половых клеток, которые различаются друг от друга размерами (женские огромны, мужские малы), клетки плазмодия изогамны - одинаковы. И пол их определяют три гена, у каждого из которых есть варианты. Все комбинации генов и вариантов дают в итоге 500 различных полов.

Маленькие радости гермафродитов

"Мы морские зайцы и предаемся замечательным оргиям - исполняем поочередно мужские и женские роли. Спереди мы мальчики, сзади девочки, и наши вечерники длятся сутками. Так классно быть тем и другим одновременно, почему же не все на свете существа гермафродиты?"

Свингующие из Санта-Каталины

Правда, почему? В общих чертах, гермафродитом быть выгодно тогда, когда потомства получается больше, чем у разнополых существ. Например, при низкой плотности популяции, когда трудно найти партнера, или когда есть риск быть отверженным: растения, опыляемые пчелами, должны "отращивать" красивые цветки независимо от пола, так не проще ли объединить два в одном?

Гермафродиты встречаются не только среди цветов. Почти все медузы - гермафродиты. Их много у червей, рыб и очень мало у насекомых (всего 1 или 2 вида). А у млекопитающих, птиц, рептилий гермафродитизм вообще отсутствует.

Почему у одних это норма, а у других редкость, ответа пока нет. Ясно только, что переход от существования двух раздельных полов к "единому" организму довольно сложен, ведь требуется строительство второго репродуктивного тракта, а у разных организмов разные генетические возможности для этого.

Какой пол вы наденете сегодня?

"Случилось ужасное! Я сидела себе на глубине и вдруг почувствовала, что чешется нос. Я зеленый червяк без ручек, почесать было нечем, и я сделала вдох... И, знаете, проглотила моего мужа! Я пыталась вычихнуть его обратно, но он так и не появился. Что делать, чтобы его вернуть?"

Тяжелодышащая с Мальты

Да он и хотел, чтобы вы его вдохнули. И он не вернется, а будет сидеть у вас в андроцее - маленькой "комнатке" для мужиков в репродуктивном тракте - и оплодотворять ваши яйцеклетки. Он в 200 000 раз меньше вас (представьте мужчину размером с резинку на кончике карандаша). Но не презирайте его. Это случайность, что вы не он.

У морских червяков бонеллий вначале нет пола. Точнее, он определяется в первые дни жизни в зависимости от условий. Если личинка встретит самку, она станет самцом. Если за 3 недели не встретит, то усядется в удобном месте и станет самкой. Что же получается? Такая важная характеристика, как пол, у многих животных относительна!

Для многих рептилий пол определяется температурой, в которой инкубируются яйца. В холодном песке у аллигаторов рождаются "девочки", в теплом - "мальчики". У некоторых черепах еще интереснее: в холодном и горячем окружении "заводятся" самки, в теплом - самцы.

Кольчатый морской червь вообще меняет пол, как перчатки. Если встречаются две самки, та, что поменьше, становится самцом. Но поскольку самки растут медленнее, вскоре самец вырастает больше самки. Тогда упс - они снова меняются полами. И так не раз. В счастливом финале "супруги" оба превращаются в гермафродитов. Завидная жизнь!

И есть в природе существо, у которого нет мужского пола вообще. Коловратки (Bdelloid rotifer) уже 85 млн лет размножаются неполовым путем, преодолевая мутации.

Вникнув в интимную жизнь всех созданий Земли, автор книги делает вывод: у природы нет ни одного правила, кроме того, что женские особи производят яйцеклетки, а мужские - сперматозоиды. Даже в таких простых предметах, как строение гениталий и забота о потомстве, существует бесчисленное разнообразие форм и тактик.

Пенис, прибор для доставки спермы, изобретали чаще, чем колесо. Он может расти на голове, ногах, щупальцах, плавниках... У морского конька пенис имеет не самец, а самка, которая помещает свои яйцеклетки в брюшко самца, вынашивающего детенышей. У маленькой морской улитки, гермафродита, пенис во рту, и копуляция - это особый поцелуй. У осьминога маленькие самцы отстреливают свои пенисы, и они поселяются в теле крупной самки. Ранние натуралисты считали их паразитическими червячками...

На выращивание потомства монополии не имеет ни один пол. Нянькой может быть и самка, и самец, и гермафродит. У бурых крыланов, летучих мышей, молоко вырабатывают и мать, и отец детеныша.

Вы можете ответить на вопрос, что страннее: фаллос у самки или младенец у молочной груди самца?

И еще один вопрос.Откуда вообще взялся секс?

Никто не знает ответа наверняка. Какие-то способы обмена генами существовали еще до полового разделения 4 млрд лет назад. Быть может, микробы начали меняться генами, чтобы "чинить" сломанные участки ДНК. А может, секс оказался инфекцией, занесенной на Землю с другой таинственной планеты...

Доктор Татьяна надеется, что все эти факты сделают читателей более терпимыми к предпочтениям других. И желает всем созданиям Земли (кроме коловраток, конечно) много хорошего секса.