Белобокий кролик - Lepus callotis. Lepus. Зайцы

Семейство: Leporidae Gray, 1821 = Зайцевые, зайцы

Род: Lepus Linnaeus, 1758 = Зайцы

Вид: Белобокий кролик - Lepus callotis

Вид: Белобокий кролик - Lepus callotis Фото

Североамериканский вид. Белобокий кролик Lepus callotis распространен на территории от южных границ штата Нью-Мексико до северо-запада и центра Мексики (Best & Henry 1993; Nowak 1999), где занимает открытые пространства, поросшие травой. Белобокие кролики Lepus callotis населяют высокогорные долины на юго-западе штата Нью-Мексико и открытые равнины Мексиканского нагорья. Они избегают селиться в холмистой местности, отдавая предпочтение травянистым равнинам с отдельными кустарниками. Это средний заяц с длинными ушами и длинными задними ногами. Тело хрупкого сложения. Его масса 2 - 3 кг, длина тела 432 - 598 мм, хвоста 47 - 92 мм, длина задней ноги 118 - 141 мм, уха - 108 - 149 мм. Передняя лапа имеет 5 пальцев, задняя – 4, все пальцы с когтями. Самки крупнее самцов. Мех короткий и жесткий, окрас летом светло-охристый, тона корицы с черной рябью. Низ тела – белый с пятнами основного цвета на бедрах. По хребту проходит черно-бурая полоса. На хвосте черные волоски с белыми кончиками, снизу хвост белый. Бока и лапы чисто-белые. Голова желтовато-бурая с белыми пятнами вокруг глаз. Уши с белой каймой и черной кисточкой. Ступня густо опушена. Фото

Зимний окрас Lepus callotis стального цвета верх и светло-серый низ. Полоса на хребте едва различима. Хвост черный сверху и белый снизу. Голова черная, уши рыжеватые, черные и белые.

Белобокий кролик питается травянистыми растениями, большя часть в рационе составляет дикие сорта пшеницы. Он кормится, сжевывая траву на корню или же вытягивая травинки из земли, пока они не оборвутся. Передние лапы в этом процессе не участвуют, если только кролик не упирается о землю, вытягивая траву из земли. С другой стороны, кролик активно раскапывает землю при рытье луковичных растений. В образовавшуюся ямку кролик откладывает помет.

Белобокий кролик Lepus callotis устраивает норы или использует подходящие норы других видов. Укрытия имеют размеры 37 см в длину, 18.3 см в ширину, 6.3 см в глубину. Кролик оборудует их в густой траве или роет в земле, но последнее случается редко. Белобокие кролики активны ночью и в сумеречное время, особенно в ясную ночь при полной луне. При сильной облачности и резком ветре они менее деятельны. Установлено, что температура мало влияет на их активность.

Спасаясь бегством, белобокий кролик соверФотошает длинные и высокие прыжки. Во время прыжков он делает петли, сбивая с толку преследователя. Белые бока помогают ему слиться с фоном. Длинные уши помогают ему установить источник звука. Глаза у него приспособлены к видению в темноте и дают обзор местности под углом 360 градусов.

Часто, особенно во время размножения, кролики держатся парами. Самец обороняет свою самку от других самцов. Партнеры держатся в пределах пяти метров друг от друга и с приближением врага оба пускаются в бегство. Пары сохраняются и на время беременности самки.

Сезон размножения длится 18 недель с середины апреля до середины августа. В выводке 2-3 детеныша. При рождении крольчата имеют мягкий мех, в скором времени они становятся половозрелыми. В размножение они вступают на втором году жизни.

Известны три типа звуковых сигналов, которые подает кролик Lepus callotis. Сигнал тревоги – это пронзительный крик на высоких частотах. Хриплым продолжительным ворчанием самец встречает соперника, когда тот приближается к его самке, ворчание умолкает только тогда, когда нарушитель спокойствия удалится. Взволнованным с хрипотцой зовом, тем же ворчанием, только более эмоциональным кролик призывает самку или наоборот – самка самца, факт до сих пор не выясненный. (Данные Best & Henry 1993, Grizmek 1990; Nowak 1999).

Кролики вида Lepus callotis считаются сельскохозяйственными вредителями, поскольку они наносят ущерб полям, садам и лесопосадкам.

Этот вид внесен в Красную книгу IUCN по категории Endangered. Кролики не выдерживают пищевой конкуренции с домашним скотом. По сообщению Baker (1977), вид L. callotis в скором времени войдет в число видов, находящихся под угрозой уничтожения в пределах популяций в Мексике и на юго-западной территории штата Нью-Мексико. Этот вид вытеснен видом L. californicus, который лучше приспособился к существованию в областях, ставших местами выпасами скота (Baker and Greer 1962).