Главная сайта "Мир Животных" / Каталог животных / Отряд: Marsupialia = Сумчатые / Семейство: = Карликовые кускусы

Кускус - описание животного. Хоботноголовый, горный, полосатый

Класс: Mammalia Linnaeus, 1758 = Млекопитающие

Инфракласс: Metatheria Huxley, 1880 = Сумчатые

Отряд: Marsupialia Illiger, 1811 = Сумчатые

Семейство: Burramyidae Kirsch, 1968 = Карликовые кускусы

Род:Cercartetus Gloger, 1841 = Соневидные кускусы

Вид: Cercartetus caudatus Milne-Edwards = Хвостатый кускус

Вид: Cercartetus concinnus Gould = Тонкохвостый кускус

Вид: Cercartetus lepidus Thomas = Тасманийский кускус

Вид: Cercartetus nanus Desmarest = Толстохвостый кускус

Кускусовые, или поссумы (лат. Phalangeridae) — семейство сумчатых млекопитающих, которые обитают в Австралии, на Тасмании, Новой Гвинее и ряде мелких островов — от Сулавеси, Тимора, Керама до архипелага Бисмарка и Соломоновых островов.

Поссумы и опоссумы – в чем разница?

Поссумы и опоссумы — абсолютно разные животные, хотя и тот и другой вид относятся к инфраклассу сумчатых.

Чтобы не путаться, поссумами правильнее называть все виды семейства кускусовых, обитающие в Австралии, Новой Гвинее и ряде островов Океании, а опоссумами — все виды семейства опоссумовых, обитающие в Америке.

Путаница в названиях этих двух млекопитающих идет еще со времён экспедиции Джеймса Кука. Тогда биолог описал увиденного австралийского зверька как животное из племени опоссумов, хотя это и не так. И с тех самых пор английские слова «possum» и «opossum» с одинаковым успехом применяются и к американским, и к австралийским видам.

Большинство кускусов растительноядны: их основной рацион составляют плоды деревьев, листья и клубни.

Образ жизни

Поссумы в своем большинстве древесные обитатели, там они живут, охотятся, заводят семью. Хотя есть и исключения – есть виды, живущие на деревьях и на земле.

Эти животные ведут преимущественно ночной образ жизни, их активность начитается с приходом сумерек. Днем же они мирно спят в дуплах, в травяных гнёздах.

В экосистеме Австралии они выполняют приблизительно ту же роль, что и белки на Северном полушарии.

Большую часть года самцы и самки живут по отдельности друг от друга. Самки обычно занимают лучшие участки с хорошей пищевой базой; самцы живут на их окраинах, как правило, ниже по склону.

Участки самок могут достигать площади в 6 га; хотя часто старая самка делит участок с несколькими молодыми самками (предположительно, её детьми).

Участки самок называются «выводковыми»; самки агрессивно защищают их от самцов, в том числе прогоняя подросшее потомство. Самцы ведут бродячий образ жизни, в поисках пищи проходя значительные расстояния. Только в период размножения самцы приходят на территорию самок.

Читайте также: Карликовый летучий кускус

Размножение

За год у кускусов бывает 1-2 помёта по 1-4 детёнышу.

Развитые передние конечности и голова детеныша помогают ему добраться до выводковой сумки, где тот прикрепляется к соску.

Если детёнышей больше, чем 4, остальные не выживают. Сумку они покидают на 30 день (хотя глаза у них открываются только на 5 неделе); еще 30-35 дней потомство проводит в гнезде. После 65 дня молодые поссумы уже полностью независимы.

Половой зрелости достигают в 1 год.

Продолжительность жизни

Только 50% молодняка переживает первую зиму из-за неспособности накопить достаточные запасы жира для зимовки; причем самок выживает в 4-5 раз больше, чем самцов.

Продолжительность жизни поссумов 6-12 лет. Самки живут дольше самцов.

Классификация

Семейство поссумов подразделяется на два очень неравных подсемейства: в первом — единственный ныне живущий представитель — поссум-медоед; во втором — остальные виды.

Род Кускусы (Phalanger), или поссумы, насчитывает 13 видов:

• Phalanger alexandrae

Горный кускус (Phalanger carmelitae)

Одноцветный кускус (Phalanger gymnotis)

Южный кускус (Phalanger intercastellanus)

Вудларкский кускус (Phalanger lullulae)

• Phalanger matabiru

Телефоминский кускус (Phalanger matanim)

• Phalanger mimicus

Пушистый кускус (Phalanger orientalis)

Украшенный кускус (Phalanger ornatus)

Кускус Ротшильда (Phalanger rothschildi)

Шелковистый кускус (Phalanger sericeus)

• Кускус Штейна (Phalanger vestitus)

Вам может быть интересно: Гигантский летучий кускус

Горный кускус

Горный кускус - животное семейства карликовые поссумы.

Горный поссум - это небольшое, похожее на мышь животное: длина его тела составляет 10-13 см, хвост длиннее туловища - 13-14 см, вес - 30-60 г.

Окрас спины горного кускуса коричневато-серый, грудь, щёки и брюхо окрашены светлее, а у самцов в сезон размножения приобретают жёлто-оранжевый оттенок. Мех животного плотный. Хвост хватательный, ярко-розового цвета.

Существуют две изолированные популяции горного поссума:

- первая на юго-востоке штата Виктория: горы Богонг, Хиггинботэм и Хотэм;

- вторая в Новом Южном Уэльсе, в горах национального парка Косцюшко. Ареал горного кускуса ограничен территорией порядка 10 км². Животное обитает в горах, на высоте 1400-2230 м над уровнем моря.

Продолжительность жизни горного поссума составляет 4 года в природных условиях и 6 лет - в условиях содержания.

Горный кускус внесен в список Международной Красной книги со статусом "вид на грани исчезновения". Его современная популяция невелика - всего 2600 взрослых особей. Основную угрозу для горного поссума представляет развитие лыжных курортов, постройка дорог и появление завезённых хищников (лис, кошек). Чтобы уменьшить ущерб, наносимый им человеческой активностью, строятся, например, подземные туннели под дорогами, соединяющие участки самцов с выводковыми участками.

Хоботноголовый кускус

Хоботноголовый кускус, или поссум-медоед (honey possum), пяткоход, или нулбенгер (Tarsipes rostratus или Tarsipes spenserae) - млекопитающее отряда двурезцовых сумчатых. Единственный вид семейства.

По внешнему виду поссум-медоед напоминает обычную мышь или землеройку, но меньше по размеру: длина его тела 7—8 см, хвоста — 9—10 см; весит он 13—17 г. Ареал ограничен юго-западным приморским районом Западной Австралии.

Любимое занятие – это висеть на хвосте. Днём обычно спит, ночью начинает активные поиски пищи. На одном цветке может собраться до 10 особей.

Чтобы слизывать нектар с цветков, зверек использует длинный язычок, поверхность которого похожа на щеточку. Гребни на небе снимают зерна пыльцы со щеточки на языке.

Первый палец на задних лапах противопоставлен остальным, чтобы обхватывать ветви, а на концевых фалангах пальцев расположены не когти, а жесткие подушечки.

Питание

Рацион медоеда состоит исключительно из нектара и пыльцы. Пыльца служит источником питательных веществ, нектар же обеспечивает зверька энергией и водой. Кормится кускус в основном на таких растениях, как банксия. Заостренной мордочкой хоботноголовый кускус обследует цветы, запуская ее глубоко в венчик в поисках нектара. Используя цепкие передние и задние лапки и хвост, медоед может кормиться даже на маленьких верхушечных цветах.

В местах обитания кускусов они играют роль опылителей.

Соневидный кускус

В роду Соневидных кускусов (Cercartetus) есть 4 вида.

Хвостатый кускус встречается на острове Новая Гвинея в высокогорьях и в австралийском штате Квинсленд.

Тонкохвостый кускус обитает на юге Австралии. Тасманийского кускуса можно встретить на островах Тасмании, на о. Кенгуру, на юго-западе штата Южная Австралия и на северо-западе штата Виктория.

Толстохвостый кускус - встречается на юго-востоке и востоке Австралии, а кроме того - на островах Кинг, Флиндерс и других тасманийских.

Соневидные кускусы весьма многочисленны, их популяция не вызывает опасений. В то же время, горные кускусы относятся к угрожаемым видам на грани вымирания.

Размеры кускусов небольшие. Длина тела 8— 10 см. Длина хвоста 8—11 см, вес взрослого животного 15—25 г.

Внешне кускусы сходны с карликовыми кускусами, но отличаются от них меньшим числом коренных зубов.

Зубная формула = 36, причем верхние первый и второй предкоренные имеют только по одному корню.

Окраска волос кускусов на спинной стороне серая, серо-бурая или красновато-бурая, на брюшной — белая.

У толстохвостого соневидного кускуса глаза окружены темными кругами.

Хвост хватательный, густо покрыт волосами в основании и менее густо — к концу.

У толстохвостого соневидного кускуса хвост утолщен за счет отложений жира, который расходуется во время длительного сна.

Выводковая сумка хорошо развита.

Сосков у кускуса 4 или 6. Диплоидное число хромосом 14.

Соневидные кускусы - обитатели лесов. Ведут древесный образ жизни. Активность ночная. День кускусы проводят в птичьих гнездах, дуплах, иногда просто в развилках сучьев. Могут делать собственные гнезда. Осенью кускусы сильно жиреют и зимой при понижении температуры впадают в сон.

Питаются кускусы насекомыми, пауками, нектаром, сочными плодами, орехами и листьями. Самка приносит 4—5 детенышей, по-видимому, 2 раза в год.

Полосатый кускус

К группе полосатых поссумов относится Dactylopsila picata, открытый Уоллесом на острове Ару. Для Австралии это редкий зверек, встречающийся на севере Квинсленда. Помимо бросающейся в глаза окраски, состоящей из продольных черно-белых полос, для этого вида характерен сильно удлиненный четвертый палец и очень мощные резцы. Особенно длинный четвертый палец у близкого к нему рода Dactylonax, населяющего Новую Гвинею. Длинный палец и мощные резцы нужны зверькам, чтобы разгрызать кусочки полусгнившей древесины и выковыривать из нее насекомых и их личинки, которыми они питаются.

У полосатых поссумов неплохо развита летательная перепонка, помогающая им совершать далекие прыжки. Излюбленная их пища — дикие пчелы и мед. Полосатая спина делает зверька похожим на скунса; сходство это усугубляется неприятным запахом, который зверек издает в случае опасности.

Вудлакский кускус

Вудларк кускус является средним сумчатым с темной кожей лица, очень маленькими розового цвета ушами.

В то время как они среднего размера, самки в среднем, имеют тенденцию быть немного больше, чем самцы.

Его отличает от других сумчатых его короткий мех, который является мраморного цвета, со смесью белого, темно-коричневого цвета, и имбирными пятнами на спине и белой под брюшиной. Так как мех очень разнообразен, между каждым вудларким кускусом, вы никогда не найдете двух этих сумчатых с тем же узором пальто на спине. Виды можно разделить на две группы: светлые и темные морфы. Светлые морфы имеют более светлый цвет на пальто, они имеют больше белых и рыжих цветов в сопровождении небольших участках темного меха. Темные морфы имеют темный цвет на пальто, спортивные более темного коричневого цвета наряду с некоторыми краплениями белого меха. В то время как оба морфы украшены темной спинной полосой на спине, он более легко узнаваемы.

Распространён в Папуа - Новой Гвинее, в частности, на Мадау и острове Вудларк, в провинции Папуа - Новой Гвинеи Милн Бэй. Это самое крупное млекопитающее, живущее на острове Вудларк, но его также можно найти на соседнем острове Альчестер, в 70 километрах к югу от острова Вудларк.

File: eco-mlek/eco-mlek269s.html