Зубастые птицы. Древние ископаемые птицы. Диатрима. Гесперорнис и ихтиорнис. Диатрима. Фороракос. Древние ископаемые птицы и их предшественники

Диатрима, гесперорнис и ихтиорнис

Древние ископаемые птицы: Диатрима. Гесперорнис и ихтиорнис

Перейти в оглавление раздела : Древние ископаемые птицы и их предшественники

Род: Diatryma † = Диатрима

Когда-то на Земле существовали птицы-великаны и одной из таких птиц была Диатрима (Diatryma) - птица двухметровой высоты. Клюв ее достигал длины 43 сантиметра, она имела длинную шею и короткое туловище с недоразвитыми крыльями. На сильных ногах, хорошо приспособленных к бегу, было всего по четыре пальца.

Эта птица-колосс жила приблизительно 50 миллионов лет тому назад в период эоцена в Северной Америке. По всей вероятности, современная бразильская кариама (Cariama cristata) из семейства Cariamae = Сериемы, является ее отдаленной родственницей.

На территории штата Канзас, Северная Америка, в меловой период было расположено море, в отложениях которого сохранились остатки огромных хищных ящеров из родов Elasmosaurus и Tylosaurus, гигантских черепах из рода Archelon и драконоподобных летающих ящеров из рода Pteranodon.

Здесь же жили и своеобразные зубастые птицы из родов Hesperornis и Ichthyornis.

Гесперорнис был водоплавающей птицей, задние конечности его были приспособлены для плавания: между когтистыми пальцами были натянуты перепонки. Крылья этих птиц были редуцированы, от них сохранилась лишь тонкая плечевая кость, напоминавшая палочку. Поэтому гесперорнис не мог летать.

Большинство времени он проводил на берегу или на песчаных отмелях, греясь после рыбной ловли в лучах горячего солнца.

Профессор Отенио Абель предполагает, что при передвижении по суше птица приподнимала переднюю часть тела и, отталкиваясь от земли, совершала небольшие неуклюжие прыжки. Зато в воде гесперорнис плавал очень хорошо, занимаясь в основном ловлей рыбы.

Он нырял с такой ловкостью, что рыбе редко удавалось спастись. В меловых отложениях в Канзасе было найдено около 50 более или менее хорошо сохранившихся скелетов, принадлежавших роду Hesperornis regalis.

Эти скелеты были обнаружены в 1870 году известным североамериканским палеонтологом проф. О. Маршем. Одновременно с гесперорнисом здесь обитали также ихтиорнисы.

Ихтиорнис был такого же размера, как голубь, он хорошо летал, о чем свидетельствуют хорошо развитые крылья и высокий киль. Эта птица также питалась в основном рыбой. Существовало несколько видов Ichthyornis, самым распространенным из них был Ichthyornis victor.

Ихтиорнис был уже настоящей птицей, хотя он имел еще зубы. Зубы являлись доказательством его происхождения от пресмыкающихся. Однако расположение зубов у этих птиц было различное: у гесперорниса все зубы находились в общей борозде, у ихтиорниса каждый зуб имел свою отдельную альвеолу.

По-видимому птицы эти жили большими стаями, подобно морским птицам Арктики и Антарктики. К концу мелового периода, то есть приблизительно 60 миллионов лет тому назад, эти зубастые птицы полностью вымерли..