Гаитянский [парадоксальный] щелезуб. Вид: Solenodon paradoxus Brandt, 1833 = Гаитянский [парадоксальный] щелезуб. Щелезубы.Solenodon cubanus Peters, 1861 = Кубинский щелезуб, Solenodon paradoxus Brandt, 1833 = Гаитянский щелезуб

Род: Solenodon = Щелезубы

Вид: Solenodon paradoxus Brandt, 1833 = Гаитянский [парадоксальный] щелезуб

Solenodon paradoxus  Гаитянский [парадоксальный] щелезуб

Гаитянский или парадоксальный щелезуб в настоящее время встречается только в некоторых лесных районах острова Гаити. Именно за это он называется гаитянский щелезуб.

Гаитянский щелезуб - довольно крупное насекомоядное животное: длина его тела составляет 28— 32 см, хвост чуть короче - 18—25 см, а вес может достигать 1 кг. Внешне он похож на помесь землеройки и муравьеда и так же, как они, питается насекомыми и другими мелкими животными. Морда довольно узкая, удлиненная, клиновидной формы, заканчивающаяся подвижным хоботком. В хоботке есть предносовая кость. Глаза, как и у других насекомоядных - маленькие, а уши только слегка выступают из меха. Длинный хвост покрыт роговыми чешуйками, он очень напоминает по виду крысиный хвост. Среди чешуек хвоста разбросаны редкие жесткие волоски.

Самка парадоксального щелезуба имеет одну пару сосков, расположенных в паховой области. Имеются у щелезуба специфические кожные железы, расположенные под мышками и в пахах, которые продуцируют похучий маслянистый секрет зеленого цвета, имеющий сильный «козлиный» запах.

Solenodon paradoxus  Гаитянский [парадоксальный] щелезуб

Череп парадоксального щелезуба с сильно развитыми гребнями, но без скуловых дуг, имеющихся у других землеройковых. Первый резец верхней челюсти крупнее других и отделен от второго характерным промежутком. По второму нижнему резцу проходит глубокая щель или бороздка, из-за которой эти зверьки получили название "щелезубые". К началу щели подходит проток подчелюстной железы, выделяющий ядовитую слюну. Всего же у щелезубов 40 зубов.

Тело гаитянского щелезуба покрыто мехом песчано-коричневого цвета. Морда имеет желтоватый цвет меха. Когти на передних лапах длинные, примерно такой же длины, как и пальцы.

Щелезубы еще недавно считались вымершим, пока их не обнаружили на Гаити, где живут они в горных лесах. Гаитянский щелезуб ведет скрытный образ жизни. Днем они укрываются под валежником, в дуплах поваленных стволов, среди корневой системы крупных деревьев и других укромных местах. А на кормежку выходят только после захода солнца с наступлением темноты. Основу их рациона составляют разнообразные насекомые и их личинки, черви, моллюски, а также небольшие лягушки и ящерицы, не брезгуют щелезубы и падалью. При содержании в условиях неволи они также неразборчивы в еде, поедая любую мясную пищу.

Solenodon paradoxus  Гаитянский [парадоксальный] щелезуб

Свою добычу гаитянские щелезубы ловят не только на поверхности почвы и в растительности, но также охотно роются в листовом опаде, рыхлой почве, гнилой древесине. Во время еды и при характерном для них особом ритуале расчесывания своего косматого меха, зверек садится, опираясь на ступни и основание хвоста, а передними лапами удерживает поедаемую добычу или расчесывает свой мех.

Случается, что в неволе некоторые щелезубы довольно легко приходят в ярость, после чего могут смело бросаться на человека, пытаясь его укусить. При этом зверек издает довольно громкие злобные визгливые звуки.

О размножении сведений очень мало. Считается, что самка обычно рождает только одного детеныша.

Раньше, до массового заселения человеком местообитаний щелезубов, они почти не имели естественных врагов. В настоящее время их истребляют завезенные везде и одичавшие домашние кошки, собаки, а также сильно расплодившиеся после завоза и выпуска их на островах индийские мангусты. Из-за этих хищников щелезубы, являющиеся эндемиками островов Куба и Гаити, по-видимому, обречены на полное исчезновение.

Ученые полагают, что щелезуб парадоксальный очень древнее животное, и что он существовал еще в доисторические времена, даже в эпоху динозавров. Щелезубы наряду с утконосом и некоторыми землеройками являются одними из немногих видов ядовитых млекопитающих. При этом, их ядовитый аппарат отдаленно напоминает змеиный. Их токсичная слюна производится подчелюстной слюнной железой а ее проток открывается у основания бороздки (щели) второго нижнего резца. Интересно, но щелезубы не имеют иммунитета к собственному яду и поэтому могут погибнуть даже от легких укусов, полученных во время драк со своими сородичами. Укусы это ядовитого животного опасны и для человека.