Кульпео, уругвайская лисица. Вид : Dusicyon (=Pseudalopex) culpaeolus Thomas, 1914 = Кульпео, уругвайская лисица. Кульпео, уругвайская лисица, Dusicyon, Южноамериканские лисицы

Вид: Dusicyon culpaeolus = Кульпео, уругвайская лисица

Отряд:Carnivora Bowdich, 1821 = Хищные

Семейство: Canidae Gray, 1821 = Волки (волчьи, собаки, собачьи, псовые)

Род: Dusicyon Smith H., 1837 = Южноамериканские лисицы

Название: (русское, английское)Кульпео, Culpeo Латинское название: Pseudalopex culpaeus

Другие названия: Лисицы кульпео

Ареал: обитает по всему западу Южной Америки от Эквадора и Перу к южным областям Патагонии и Огненной земле, встречаясь в Эквадоре, Перу, Боливии, Аргентине и Чили, в том числе и небольшая популяция в Колумбии. Поселение кульпео также найдены на некоторых из западных Фолклендских островов, куда они были завезены человеком.

Это самая крупная из южноамериканских лис и второй наибольший хищник их собачьих после волка. С виду кульпео является промежуточным между лисами и волками. В его внешности это носит много сходств с широко распространенной бурой лисицей. Чем дальше на юг, тем больше размеры животного. Самцы размерами на 10 - 15% превосходят самок.

Окрас: Кульпео имеют достаточно изменчивую окраску шкуры, но в общем отличаются от других близкородственных видов их белым пятном на подбородке и красноватым бедром. Они имеют серый и красноватый или коричневато-кремовый мех (тело - коричневатое со светлым низом, спина обычно серая), красноватые ноги, и полосу на спинной стороне, которая может быть малозаметна. На конце хвоста черное пятно.

Длина тела: 60-115 см и увеличивается в среднем с 70 см до 90 см с 34° s до 54° s. Длина хвоста: 30-45 см.

Вес: Вес от 7 до 12, максимум 13.5 кг, самцы на 10-15 % больше, чем самки.

Продолжительность жизни: Продолжительность жизни невелика. Из ста кульпео (Чили) только 5 были старше двух лет.

Среда обитания: Лисицы кульпео селятся в горных лиственных лесах и открытых пампасах. В Перу, вид поднимается по западным склонам Анд как минимум до 4500 м. над уровнем моря, а спускается к как минимум 1000 м, но они никогда не были обнаружены в более влажных низинных лесах восточных наклонов. Кульпео избегает густых лесов а наилучшая для них среда обитания - местность, покрытая травами и кустами.

Враги: Для них главная угроза - разрушение мест обитания. Имеются сообщения, что они якобы нападают на овец и поэтому кульпео часто преследуются охотниками и отстреливаются или отравляются.

Кульпео питаются грызунами и зайцеобразными (зайцы и кролики), иногда они нападают на ягнят недельного возраста, но и насекомые, птицы и ягоды. В силу пищевой специализации кульпео являются сдерживающим фактором растущей популяции кроликов, которых развели в Южной Америке в начале 1900-х годов. В некоторых областях кульпео питаются на 97% мясной пищей, в других - 30% всего рациона составляют растения.

Состав кормов во многом определяется видовым составом местной фауны, их численностью и доступностью для кульпео. В Аргентине зайцы Lepus europaeus являются самым главным элементом добычи, составляя 35% их полной диеты. 62% из полной диеты составили грызуны и пищухи плюс местные животные (по большей части овцы – 27%) и дикие птицы 6%. В центральном Чили, грызуны составили 70-75 % полной диеты а кролики (Oryctolagus cunicalus) - 18%. Ягоды Cryptocarya alba и Lithraea были найдены в рационе в 12% лис, при этом по направлению к осени наблюдалось увеличение количества потребленных ягод.

Около 80% их добычи, ограничена весом меньше чем 55 граммов. Благодаря мелкоте добычи лисы обычно глотают ее вместе с шерстью и костями, которые затем остаются в экскрементах.

Длительность, когда кульпео хищничает на местном домашнем скоте, меняется в широких пределах, но эта лиса конечно признана как ненасытный убийца домашнего скота во многих частях его ареала. В действительности за кульпео было доказано только незначительная часть смертности ягнят меньше чем однонедельного возраста (1-14%, в среднем 7.1%). Зато кульпео - доминирующий хищник старших ягнят в аргентинской Патагонии: кульпео ответствен за убийство вплоть до 7% из ежегодного урожая ягнят. Однако, многие из добытых ими ягнят, возможно, были уже мертвы или ослаблены болезнью.

Социальная структура: В стае кульпео господствует матриархат, самки устанавливают между собой старшинство в результате драк. Доминирующая самка наследует территорию от родителей, самцы покидают стаю. У главной самки преимущественное право при спаривании и в разделе добычи.

Размножение: В брачный сезон самцы ухаживают за самками, само ухаживание имитирует шуточный (игровой) турнир. Подчиненные самки, которые намерены вступить в размножение, уходят из семьи и метят свой участок. Самка рождает 2-8 щенков в логове, устроенном среди скал. Щенки рождаются слепыми, безволосыми и беспомощными. Самец остается с семьей и кормит самку.

Со щенками первое время постоянно нянчится и охраняет их мать, в то время как отец добывает продовольствия. Через нескольких недель мать также начинает оставлять свое потомство, чтобы охотиться и помочь самцу в обеспечении щенков едой. Лактация: 4-5 недель

Сезон/период размножения: Кульпео размножаются с августа по октябрь.

Половое созревание: половой зрелости кульпео достигают в возрасте около одного года, взрослого размера и веса - около 7 месяцев.

Беременность: Длительность беременности 55-60 дней.

Потомство: При рождении щенки имеют защитный песчаный окрас. Их собственная песчаная окраска - своеобразный камуфляж щенков на фоне окружающей местности. Он во многом позволяет избегать нападения со стороны хищников. В недельном возрасте они начинают драться между собой, устанавливая собственную детскую иерархию. По достижении половозрелости, молодые самцы покидают семью и обосновываются на собственной территории, самки остаются с родителями.

В Аргентине и Боливии на кульпео охотятся из-за шкур, однако охота не оказывает значительного влияние на популяцию. Кульпео активно преследуются из-за хищничества на ягнятах и как объект спортивной охоты. Они важный фактор в управлении численностью зайцев и населения грызунов, которые вредят сельскому хозяйству.

Наибольшая численность популяции на юге Аргентины: 60,000 лис обитает в провинции Santa Cruz, 200,000 в Патагонии и 30,000 в провинции Чубутав. На севере Аргентины кульпео практически истреблены.

Известны подвиды кульпео (Pseudalopex culpaeus):

P. c. culpaeus; P. c. andinus; P. c. culpaeolus; P. c. lycoides; P. c. magellanicus; P. c. reissii; P. c. smithersi