Южноафриканская лисица. Vulpes chama A. Smith, 1833 = Южноафриканская лисица

Вид: Vulpes chama = Южноафриканская лисица

Вид: Vulpes chama A. Smith, 1833 = Южноафриканская лисица

Vulpes chama A. Smith, 1833 = Южноафриканская лисица

Лисица южноафриканская, Cape Fox: Vulpes chama. Другие названия: кама, серебристая лисица, Cama Fox, Silver-backed Fox

Ареал: Африканский континент к югу от экватора, где водится лишь этот один-единственный вид лисиц. Встречается лиса на территории Южной Африке и Намибии, а также на юге Анголы. Вид расширил свой ареал за недавние десятилетия к юго-западу, где достиг береговых линий Атлантического и Индийского Океанов, предположительно проник на запад Зимбабве и в Мозамбик.

Лиса южноафриканская – достаточно маленькое для лиса животное - размером с местного кота. Они имеют стройное тело на тонких ногах, а их длинный, густоопушенный хвост больше половины длинны их головы и тела. Самки примерно на 5% меньше, чем самцы. Количество зубов - 42.

Окрас: Верхнюю часть ее туловища окрашена в серебристо-серый цвет (отсюда и название - "серебристая лисица"); живот, горло, и нижняя половина ног светлее - палево-желтые. Края и внутренняя часть ушей бледные, белесые. Конец морды вокруг носа почти белый, а область более темного меха окружает ее, от внутреннего угла каждого глаза вниз по бокам моды к углам рта. На задних лапах над самой пяткой виднеется темное пятно. Конец пушистого хвоста всегда окрашен в черный цвет.

Длина тела - до 55 см; длина головы - около 11,6 см; длина хвоста - 35-40 см; высота в холке - около 28-33 см.

Вес: Вес - 3.6 - 5 кг, при средней величине 2.6 кг (5.72 фунтов)

Продолжительность жизни: Продолжительность жизни около 10 лет.

Среда обитания: Они большей частью связаны с открытыми местообитаниями: лиса предпочитает саванны, травянистые степи с произрастающими в них одиночными деревьями или покрытые кустарником, сплошных же лесистых массивов избегает. Она также проникает в засушливые полупустынные местообитания по краю пустыни Намиб и в обширные сельскохозяйственные районы, где они укрываются в течение дня в сохранившихся участках естественной растительности а ночью кормятся на пахотных и культивируемых полях. В центральном Karoo Южной Африки, они занимают равнины и низкие скалистые горные хребты и изолированные каменистые обнажения. Таким образом, лисицы встречаются как в областях, получающих меньше чем 500 мм осадков в год, так и в районах, расположенных на высоте 1000 - 1500 м над уровнем моря, где количество осадков достигает 720-760 мм.

Враги: Хищничество на этот вид лисицы не документировалось. Вероятно, что большие хищные птицы и крупные плотоядные животные, возможно, берут этих лис, особенно молодежь. Никаких антихищниковых адаптаций или поведения не было отмечено в литератур е.

В некоторых областях их ареала, население лисы возрастает, в других - уменьшается, потому что фермеры полагают, что лисы преследуют их домашний скот. Лисы фактически только подбирают пищевые отбросы на мусорных свалках, но они не убивают маленьких ягнят. Но фермеры не верят этому и поэтому ежегодно убивают от 2500 до 5000 животных, что составляет приблизительно 16% их населения. Отмечена смертность лис от широко распространенного и неразборчивого использования сельскохозяйственных ядов.

Живет южноафриканская лисица в одиночестве, избегая сородичей. Активна лишь ночью, а в течение жаркого дня укрывается в логове среди скал или под землей. Норы роет самостоятельно или "обустраивает" естественные природные углубления и ямки. В брачный период лисы живут парами, но по-прежнему охотятся только отдельно.

Социальная структура: Живет в одиночестве, находя себе пару только в брачный период. Лисы не территориальны, поэтому разные пары могут жить в непосредственной близости друг от друга, особенно там, где обильно продовольствие. Их семейный участок может быть от 1 до 4.6 квадратного км, при этом возможно частичное покрывание участков соседних пар.

Размножение: Эти животные - единобрачны. Пары лис образуются только в брачный период и позже сохраняются, когда приходится поднимать на ноги детенышей. Однако установлено, что самцы остаются в семье недолго, всего несколько недель после рождения щенков, а затем покидают их.

Сезон/период размножения: весна, начало лета.

Половое созревание: Щенки становятся половозрелыми в возрасте от 9-10 месяцев.

Беременность: 51-53 дней

Потомство: В начале лета рождается 3-5 голых щенка, каждый имеет средний вес при рождении 50-100 граммов (1.7-3.5 унции). Материнским молоком они питаются до 6-8 недель. Первые недели они проводят в норе, чуть позже щенки нередко играют за пределами логов в течение не только ночи, но и дня. Самостоятельными они становятся в 4 месяца, с этого момента они начинают добывать пищу самостоятельно.

Польза/вред для человека:

Оценки численности производились только в Южно-африканской республике, где средняя плотность составила 0.3 лисы за км2, а общая численностью населения была оценена в 31,000 индивидуумов. В целом, за последние десятилетия наблюдается расширение ее ареала, хотя в некоторых областях наблюдается сокращение населения. Хотя южноафриканская лиса не внесена в список в Приложения КОНВЕНЦИИ Сайтс, однако вид охраняется в ряде заповедных территорий и частных ранчо в Ботсване, Намибии и Южной Африке. Вместе с тем, на остальной части ее ареала не требуется никакого разрешения или особых полномочий, чтобы охотиться на эту лису.