Полосатый шакал.

Вид: Canis adustus Sundevall = Полосатый шакал

Отряд:Carnivora Bowdich, 1821 = Хищные

Семейство: Canidae Gray, 1821 = Волки (волчьи, собаки, собачьи, псовые)

Род: Canis Linnaeus, 1758 = Волки, собаки

Вид: Canis adustus Sundevall = Полосатый шакал

Полосатый шакал, side-striped jackal = Canis adustus Sundevall

Видовое имя adustus в перводе с латинского можно трактовать как "почерневший" или "обгоревший ". Это вероятно указывает на необычный цвет меха на боках полосатого шакала.

Распространен повсеместно в Центральной и Южной Африке: от Сенегала до Сомали, и на юг до северной Намибии и востока Южной Африки.

Полосатый шакал внешне напоминает чепрачного шакала, отличаясь от него более широкой и короткой мордой. Он немного более однообразен по цвету, и имеет более короткие ноги и уши. Вдоль боков тела проходят светлые полосы, которые и дали название виду - их можно рассмотреть только подойдя к животному близко. Клыки у полосатого шакала - самые мощные из всех шакалов. Пахучие железы расположены на морде и в анальной области. У самки 4 соска.

Окрас верха полосатого шакала серовато-бурый, хвост темный с белым концом. С расстояния полосы по бокам неразличимы и сливаются в серое пятно на боку.

Самцы заметно крупнее самок. Длина тела: 65-106cm, длина хвоста: 30-35cm, высота в плечах: 45-50cm. Вес самцов - 7-12 кг (15.4-26.4 фунтов), максимум – до 15 кг, вес самок редко может достигать 10 кг.

Продолжительность жизни полосатых шакалов в природе составляет до 10-12 лет, в неволе – до 14.

Шакалы - очень вокальные существа. Они издают разнообразные звуки подобно тявканью, скулению и рычанию. Они издают громкий кричащий звук, чтобы общаться между собой ночью. Они не воют подобно другим шакалам.

Когда животному угрожают, эти шакалы издают громкие кричащие звуки. Когда серьезно ранено, изменяет вокализацию с криков до низкого карканья. Полосатые шакалы в отличие от других видов шакалов, издают звуки, похожие на совиное "улюлюканье" вместо "воющей" вокализации.

Среда обитания: Они населяют самые разнообразные местообитания, но предпочитает селиться в открытых местообитаниях во влажных лесистых районах, где лес чередуется с полями, и саваннах, нередко вблизи человеческого жилья. Их также можно встретить на полях, болотистых и гористых областях, кустарниковых чащах. В местах проживания полосатый шакал соседствует с другими видами шакалов - обыкновенным Canis aureus и чепрачным Canis mesomelas шакалами, однако встречается в Африке значительно чаще своих сородичей. В горы поднимается до 2,700 метров

Полосатые шакалы становятся жертвами леопардов, гиен, орлов. Для маленьких щенков, орлы - особенно опасная угроза.

Полосатые шакалы - наиболее всеядные животные, по сравнению с любым другим видом шакала. В рацион полосатого шакала входят фрукты, плоды, кукуруза, насекомые, мелкие млекопитающие (в частности, грызуны), рептилии, птицы и их яйца, хотя диета шакалов меняется в различных частях ареала и зависит от конкретных условий местности. Самая крупная дичь, которую может добыть шакал самостоятельно - это заяц. При возможности они питаются остатками добычи других более быстрых и крупных хищников, обычно кошачьих. В отличие от других видов полосатые шакалы не едят так много падали, предпочитая беспозвоночных и живую добычу.

Еще одно отличие от сородичей - это ночной образ жизни, с пиками активной деятельности вечером и несколько часов до и после рассвета.

Полосатые шакалы охотятся самостоятельно, поодиночке, или реже – попарно. Шакалы быстро движутся по своей территории, часто останавливаясь, чтобы рассмотреть что-нибудь, понюхать воздух или послушать - готовые при любой возможности, кинуться ко всему, что может им обеспечить еду. Однако иногда они охотятся сообща, собравшись в небольшую стаю, на малых или молодых антилоп, как например, дикдики или газели Томсона или даже местных овец.

Шакалы часто следуют за львами и другими большими котами, чтобы подобрать остатки от их недоеденных жертв.

Социальная структура: Их жизнь недостаточно хорошо изучена, поскольку они более скрытны, нежели обыкновенные и чепрачные шакалы. Полосатые шакалы моногамны и живут парами. Известно, что каждая пара полосатых шакалов закрепляет за собой большой охотничий участок. Они метят и защищают границы своей территории. Первое время здесь проживают и ставшие самостоятельными их щенки. В местах где пищевые ресурсы находятся в изобилии, нередко сохраняются более продолжительное время большие семейные группировки, обычно не превышающие шести особей, хотя в природе отмечались стаи до 8 и даже 12 членов, но чрезвычайно редко. Однако в конечном счете родители их изгоняют и молодые животные находят свои собственные территории.

Размножение: Сезон размножения зависит от географического местоположения популяции. Спаривание нормально происходит в течение июня-июля, но некоторые особи, возможно, могут спариваться практически весь год. Беременность длится 57-70 дней, в помете от 3 до 6 щенков, чаще 3-4, которые рождаются во время сезона дождей. В Южной Африке это время приходится на период с августа по январь, в Центральной Африке - с июня по июль.

Свое логово полосатый шакал устраивает в термитниках или старых норах муравьедов, в случае их отсутствия самка шакала роет нору сама. На случай критической ситуации самка заранее подготавливает как минимум еще одно запасное логово. Первое время после рождения детенышей самец приносит еду для кормящей самки, которая после рождения щенков, логова не покидает. Молочное вскармливание длится 8-10 недель. Когда детеныши подрастают, самка все чаще покидает потомство и уходит охотится вместе с самцом, они вдвоем приносят корм детенышам. Они приносят продовольствие щенкам в рту или отрыгивают его с двух-трехчасовым интервалом после охоты.

Логово самка меняет каждые две недели, так менее вероятно, что молодежь будет найдена хищниками. В случае опасности самка сменяет логово сразу же, как только минует опасность.

В трехмесячном возрасте щенки окончательно оставляют логово и начинают следовать за родителями, постепенно изучая территорию, осваивая охотничьи приемы. К 6 месяцам они уже охотятся самостоятельно. Родители, однако, продолжают подкармливать их, вылизывать и играть с ними.

В возрасте 11 месяцев молодые покидают семью и становятся самостоятельными.

Сезон/период размножения: Спаривание происходит каждый год как раз перед или в течение дождливого сезона: с июня по июль, или в сентябре - октябре.

Половое созревание: Половой зрелости шакалы достигают в возрасте 6-8 месяцев, а расселение начинается в возрасте 11 месяцев от роду.

Беременность: период беременности занимает около девяти недель (между 57 и 70 днями).

Потомство: Щенки весят при рождении 200-250г. Глаза открывают примерно в 10-ти дневном возрасте. В трехнедельном возрасте щенки начинают покидать логово, много играют между собой и со своими родителями. Вначале игры - аляповатые попытки борьбы, поскребы лапой и покусывание. Со временем их движения становятся более скоординированными, они находятся в засаде и нападают, устраивают игровые войны и охоты друг с другом.

Большинство смертей щенков происходит в течение первых 14 недель жизни.

Полосатые шакалы рассматриваются как серьезный хищник по отношению к овцам и поэтому интенсивно преследуются.

Шакалы исторически были известны как резервуар возбудителя бешенства, которое вызывает вспышки водобоязни среди различных животных, в том числе домашнего скота и даже людей.

Шакалы - предмет многих суеверий. В Кампале, их кожа и когти продаются как культовые компоненты. В племени Buganda, вырезанные и сваренные сердца шакалов применяют как метод лечения эпилепсии.

Несмотря на эпидемии бешенства, приводившие к гибели тысяч шакалов в начале прошлого столетия и их преследования со стороны человека: заманивание в ловушки, отравление, отстрелы – не создали никакой прямой угрозы виду. Они относительно редки, но не рассматриваются как вид подвергнутый опасности уничтожения. Полосатые шакалы не внесены в список Красной книги IUCN. В настоящее время общая численность вида оценивается примерно в три миллиона особей.

Подвиды: Canis adustus adustus * Canis adustus bweha * Canis adustus centralis * Canis adustus kaffensis * Canis adustus lateralis