Пума, ягуар, горный лев. Felis concolor Linnaeus = Пума, ягуар, горный лев

Пума, ягуар, горный лев

Felis concolor Linnaeus = Пума, ягуар, горный лев

Читать: Пума - мастер хладнокровного убийства; Пума, котоpая исчезает сама по себе; Пума - письмо читателей

Название: (русское, английское)Пума- Puma, cougar, panther, mountain lion

Латинское название: Puma (Felis) concolor. Пумы окрашены однотонно; отсюда научное название этого вида concolor, которое переводится с латыни как «одноцветный».

Другие названия: Кугуар, горный лев

Felis concolor Linnaeus = Пума, ягуар, горный лев

Исторически ареал пумы был самым обширным среди всех наземных млекопитающих Америки. И сейчас пума широко распространено в Америке: от Юкона (Канада) до Патагонии в Аргентине - южной оконечности Южной Америки (110 градусов широты). Область распространения хищника достаточно точно совпадает с ареалом главной добычи – различных видов оленей.

У пумы сравнительно мелкая голова, гибкое сильное туловище. Сложение крепкое, массивное, хвост длинный, мощный и мускулистый, равномерно опушённый с небольшой кисточкой на конце. Ноги толстые, невысокие; лапы широкие, с острыми, к ривыми втяжными когтями; на задних лапах по 4 пальца, на передних — по 5. Задние лапы заметно массивнее передних. Мех у пум густой, но короткий и грубый.

Окрас: серовато-коричневый или коричневато-жёлтый, верхняя сторона тела несколько темнее нижней, живот белый, подбородок также почти белый, хвост тёмный. Пумы весьма разнообразны по своему окрасу. За исключением львов пумы единственные кошки, которые окрашены однотонно. Окрас пумы из тропических районов рыжий, тогда как северные пумы - серых тонов.

Felis concolor Linnaeus = Пума, ягуар, горный лев

На груди, горле и брюхе зверя - белесые подпалины. Особые приметы: темные полоски над верхней губой, уши тоже темные, кончик хвоста совсем черный. По сторонам морды имеются черные отметины. В целом, окрас пум напоминает окрас их основной добычи, оленей.

Известно о существовании светлых и даже белых пум, а также тёмно-коричневых особей, встречающихся преимущественно в Латинской Америке (последние были описаны Ж. Бюффоном как couguar noire). Пумы-альбиносы и меланисты в природе неизвестны.

Длина тела от носа до кончика хвоста может достигать 147-274 см, обычны особи 100-180 см; высота в холке 61-76 см, длина хвоста 60-75 см. Этот вид – второе по размеру кошачье в США; крупнее только ягуар.

Вес: масса 27-102 кг, причем самцы крупнее самок на 40%.

Продолжительность жизни: Живет пума приблизительно 15 лет. Отмечено много случаев, когда они жили в неволе больше двадцати лет.

Голос: Вопреки слухам о ее привычке вопить диким голосом, пума - необычайно тихое животное: всякие неожиданности пума встречает молча. Во время ухаживания животные часто испускают громкие мяукающие крики, слышимые в радиусе более 3 км. Озлобленный зверь и впрямь может "возвысить" голос до мощного рычания, но привычнее ему издавать все же мяукающие звуки, а также урчать, фыркать и шипеть.

Среда обитания: Они встречаются на разной высоте - от равнин, лежащих на уровне моря до гор высотой 4700 м над уровнем моря. Встречаются в лесах, на травянистых равнинах, в горных районах, на заболоченных низменностях, хотя пумы Южной Америки стараются избегать заболоченных районов и низин, где живут ягуары.

Враги: Естественных врагов у взрослых животных нет, если не считать редко встречаемого гризли. Индейцы в Южной Америке утверждают, что в драке она может одолеть ягуара. Другие крупные хищники (ягуары, волки) могут нападать на больных и молодых особей.

Их рацион состоит преимущественно из копытных (лосей, благородных и пампасовых оленей и карибу). Питаются пумы мышами и другими мелкими грызунами, белками, кроликами, ондатрами, бобрами, дикобразами, енотами, опоссумами, скунсами, дикими свиньями, броненосцами, армадиллами, индейками и другими птицами, аллигаторами, насекомыми (особенно кузнечиками), лягушками и рептилиями, иногда и падалью. В случае недостатка добычи нападают на домашний скот, а также собак и кошек, домашнюю птицу.

Для пум в общем характерна круглосуточная активность: они бывают активны и днем, и ночью. Днем спит в логове или греется, лежа на освещенном солнцем камне, а в сумерках отправляется за добычей, в основном оленями, сбивая с ног жертву стремительным прыжком. В открытой схватке крупную дичь - быка или лося - пума одолевает с трудом, поэтому и предпочитает нападать из засады.

Пумы прекрасно адаптировались к жизни на пересеченной местности. Они способны карабкаться на деревья и скалы, чтобы оттуда поражать свою добычу. Задние ноги мускулистые, значительно массивнее передних., поэтому пумы прекрасные прыгуны - длина их прыжка может достигать 120 см. Пума спрыгнуть на землю с высоты 18 м, запрыгнуть на 4,5 м и перетащить на значительное расстояние тушу, впятеро превышающую ее массой.

Стопы большие и широкие. Длинные клыки (40 мм) помогают им справиться с любой добычей. Длинный хвост служит балансиром при преследовании добычи.

Все пумы активные хищники. При охоте чаще всего пользуются фактором неожиданности, когда жертва не подозревает о грозящей опасности. Коронный номер пумы на охоте - мгновенный бросок с последующим укусом жертвы в загривок. Если маневр оказывается неудачным, кошка недолго преследует жертву, хотя может бежать со скоростью до 50 км/ч, но только на короткие дистанции. Пума не только отлично лазает по деревьям и скалам, но при необходимости хорошо плавает, но без малейшего удовольствия. Как и все кошки, пума аккуратистка - часами вылизывает себя.

Во время охоты пума нередко режет больше животных, чем может съест. Остатки туши или другую несъеденную добычу пума зарывает в снег или прячет под хворостом, чтобы вновь возвратиться к ним еще на следующий, а то и через день. Племена индейцев, обитавшие на юге Калифорнии, пользовались этой привычкой пум, подбирая за ними объеденные или вообще не тронутые туши. В год одна пума потребляет 860—1300 кг мяса, то есть около 48 копытных зверей.

Ловкая, подвижная и гибкая пума отлично лазает по деревьям и путешествует без страха по обрывам, совершая головокружительные прыжки. Прыжок пумы настолько красив и впечатляющ, что многие художники-анималисты изображают ее в таком полете.

Пума на редкость терпелива. Попав в капкан, она не безумствует, как тигр или ягуар, а после нескольких молчаливых попыток освободиться впадает в меланхолию и может сидеть неподвижно несколько суток.

Социальная структура: Это одиночные животные. Только непродолжительный отрезок времени на время размножения пумы живут парами. Взрослых самцов редко видят вместе; исключение составляют молодые пумы, только что покинувшие мать.

Плотность их популяции в зависимости от доступности дичи разнится от одной особи на 85 км2 до 13 особей на 54 км2. Охотничий участок самки пумы занимает от 26 до 350 км2 и обычно находится на периферии территории самца. Участки самцов занимают от 140 до 760 км2 и никогда не пересекаются. Внутри своего участка пума совершает сезонные перемещения, зимуя и летуя в разных его частях. Границы территории метятся мочой и фекалиями, а также царапинами на деревьях. Был случай, когда это животное перевезли на 120 километров от его родного места, но пума вернулась назад, подобно тому, как это делают кошки.

Среди пум есть и бродяги - на языке ученых "транзитные особи". Это либо возмужавший и пока безземельный молодняк, либо взрослые особи, согнанные с насиженных мест людьми. Транзитные пумы норовят побыстрее миновать чужие пределы и осесть на свободной территории. Путь бывает неблизкий. Например, вайомингских пум находили за полтысячи километров - в Колорадо.

Размножение: Горный лев не имеющий своей территории в природе в размножении не участвует и с самками не спаривается. Когда самка находится в эструсе, а эструс у нее длится около 9 дней, она часто вокализирует и трется о различные объекты, нанося свои пахучие метки. Самец отвечает ей подобным воем и при встрече обнюхивает половую область самки. Спаривание, как и у других кошек, сопровождается драками и громкими криками самцов; самец старается покрывать всех самок, живущих в пределах его территории. Единичные копулятивные акты длятся меньше чем одна минута, но в час бывает максимум до 9 таких спариваний. Брачная пара держится вместе всего около 1-6 дней, максимум до двух недель.

Новорожденные детеныши пумы весят 226—453 г, их длина около 30 см. У детёнышей голубые глаза, которые открываются лишь спустя 8–9 дней. Новорожденные появляются на свет значительно темнее своих родителей. Их шкурка покрытая четкими черными пятнышками, а хвосты - такого же цвета кольцами. Черные пятна «выцветают» и тускнеют по мере того, как детеныш взрослеет. Глаза у котят открываются спустя 8—10 дней. В это же время у них прорезаются первые зубы, открываются ушные раковины и они начинают играть. Мать ухаживает за ними 3 месяца или больше. В возрасте 6 недель они начинают питаться взрослой пищей, однако продолжают получать молоко. В это время матери приходится приносить добычи в три раза больше, чем обычно. Детеныши в полгода уже помогают матери на охоте, обычно охотясь на недобитую дичь. В возрасте 4 месяцев их глаза приобретают зеленый цвет, к шести месяцам пятна на шерсти практически незаметны, но полностью исчезают у годовалых. До 15—26 месяцев детёныши остаются с матерью, затем отправляются на поиски собственных охотничьих участков, хотя ещё несколько месяцев после ухода от матери они могут держаться группами.

Интересно, что еще в конце прошлого столетия в одном из зоологических садов Великобритании произошло успешное скрещивание самца леопарда с самкой пумы - животных с различным ареалом.

Сезон/период размножения: Определенного сезона размножения у пум нет, хотя в северных широтах он обычно растянут с декабря по март. Хотя пума не является близким родственником других крупных кошек, были получены гибриды пум не только с леопардами (пумапарды) но и оцелотами. Сообщалось также о гибридах пум с ягуарами.

Половое созревание: Половой зрелости самки достигают в 2,5 года, а самцы в 3 года. Самцы сохраняют репродуктивную активность как минимум до 20 лет, а самки как минимум до 12 лет.

Беременность: Для пумы характерна 82-95-дневная беременность.

Потомство: самка рождает 2-6 детёнышей

Пумы служат объектом охоты. Еще недавно во многих штатах США платили премии за убитую пуму - порой до полутысячи долларов. Пятнадцать лет назад власти западных штатов ограничили охоту на горных львов. Но это не изменило отношения подавляющего большинства фермеров к хищнику.

Кое-где мясо пумы употребляли в пищу. Даже Дарвин, будучи в Южной Америке, дегустировал его и сравнивал с телятиной.

Нечасто, но пумы нападают на стада овец и другой домашний скот и птицу, за что в сельскохозяйственных районах пумы получили название "вредные твари". Испанцы в конце XVI века приходили в отчаяние: пумы почем зря резали крупный рогатый скот, а индейцы не давали истреблять хищников. Не помогали даже вознаграждения - целый бык за убитую пуму. Впрочем, постепенно испанцы подорвали-таки уважение к зверю: индейцы перестали пользоваться объедками с его стола, набрались смелости отгонять пуму от свежеубитой дичи. Однако долго еще сохранялся обычай вешать когти зверя в вигваме: они, мол, отгоняют злых духов.

Иногда нападает и на людей, хотя чаще пумы предпочитают оставлять людей в покое. С 1890 по январь 2004 г. в США и Канаде было зарегистрировано порядка 100 нападений, 16 из которых закончились летальным исходом. Преимущественно пострадавшие были детьми или людьми невысокого роста, и нападения происходили в сумерках или ночью. Подмечено, что пумы боятся людей высокого роста. В случае нападения с ее стороны не рекомендуется бежать, а, напротив, смотреть прямо в глаза зверю и имитировать завывание. Следует помнить и другое: в отличие от детенышей, взрослые особи агрессивны. Пума считается мастером хладнокровного убийства человека. Зарегистрирован случай, когда после нападения пумы одному фермеру пришлось наложить около 600 швов, чтобы "заштопать" 50 открытых рваных ран.

Уже много лет пума является традиционным обитателем зоопарков.

Несмотря на то, что пумы служат объектом охоты, большинство их видов существует в достаточном количестве, причина тому - прекрасная приспособляемость к жизни в разных местах обитания. Сейчас в природе пум стало больше, чем лет двадцать назад. Все дело в том, что начиная с 1971 года они находятся под защитой государства.

Существует 24 подвида пумы, распределенных в зависимости от местообитания, окраса и особенностей телосложения. О некоторых подвидах мало что известно, и они описаны по нескольким добытым шкурам. Наиболее изучены:

Пума флоридская - Felis concolor coryi - имеет длинные лапы и стопу меньше обычного, окрас шерсти темный, рыжеватый. В дикой природе их осталось всего 75 особей. Основная причина – осушение их обычного местообитания, спортивная охота, загрязнение среды и недостаток генетического материала при скрещивании. Существуют планы скрещивания флоридских пум с животными из соседней популяции для создания устойчивой саморегулирующей популяции.

Еще подвиды кугуаров, или пум:

Puma (Felis) concolor concolor,

Puma (Felis) concolor acrocodia - в Парагвае и Боливии,

Puma (Felis) concolor anthonyi - в Венесуэле,

Puma (Felis) concolor araucana,

Puma (Felis) concolor azteca,

Puma (Felis) concolor bangsi - в горах Северные Анды,

Puma (Felis) concolor borbensis - в Центральной Амазонии,

Puma (Felis) concolor browni,

мPuma (Felis) concolor cabrerae,

Puma (Felis) concolor californica - в Калифорнии и Мексике,

Puma (Felis) concolor capricornensis,

Puma (Felis) concolor coryi, Florida panther - Пума флоридская - внесена в Приложение I CITES,

Пума центральноамериканская - Puma (Felis) concolor costaricensis - в Центральной Америке, внесена в Приложение I CITES

Puma (Felis) concolor costaricensis - Пума североамериканская - на северо-востоке США и юго-востоке Канады, внесена в Приложение I CITES,

Puma (Felis) concolor concolor - в Гайяне,

Puma (Felis) concolor schorgeri - на Миссиссипи,

Puma (Felis) concolor stanleyana - в Техасе и северо-восточной Мексике,

Puma (Felis) concolor vancouverensis,

Puma (Felis) concolor olympus,

Puma (Felis) concolor soderstromi.

Исторические заметки: В 1536 году индейцы обложили крепость Буэнос-Айрес. Осада повлекла за собой голод - из двух тысяч испанцев выжило две сотни. Покойников просто выбрасывали за частокол. Тогда крепость оцепили хищники, их кольцо оказалось ужаснее индейского. Но отчаяние гнало осажденных на вылазки за съестным: в этих походах участвовали и женщины. Случилось так, что одна из них, сеньора Мальдонада, пропала в лесу, и только через несколько месяцев она была выкуплена у индейцев, когда те уже сняли осаду. В ее похищение колонисты не поверили, признали перебежчицей и с характерным для того времени человеколюбием привязали сеньориту к дереву в лесу. Каково же было удивление солдат, когда через два дня они нашли ее невредимой! Поблизости от привязанной возлежала пума, которая два дня и две ночи отгоняла от Мальдонады ягуаров и койотов. Священники всячески раздули эту историю и внедрили образ миролюбивой пумы в сознание аргентинцев.