Олень Косуля: полевые признаки и описание. Capreolus capreolus, (Европейская) косуля, Capreolus pygargus, Сибирская косуля

Вид: Capreolus capreolus = Косуля

Косуля: полевые признаки и описание

Род: Capreolus Gray, 1821 = Косули

...Зимой волос у косули, достигающий длины 50 — 55 мм, обладает отличным теплоизоляционным свойством благодаря большому количеству воздушных полостей как в самих волосах, так и в промежутках между ними. Шерсть очень непрочно соединена с дермой кожи и легко от нее отделяется. Возможно, что это способствует защите от хищников. Лучше потерять клок шерсти, нежели жизнь!

В апреле и мае происходит полная смена зимнего волоса на летний (в Крыму и на Кавказе линька проходит в марте). Быстрее она заканчивается у самок и успешно перезимовавших животных. Старых истощенных козлов можно встретить с клочками зимнего меха и в начале лета.

Capreolus capreolus Косуля

У самцов на 1-м году жизни в сентябре под кожей на верхней части головы появляются бугорки — зачатки рогов. Они довольно медленно увеличиваются в размерах, оставаясь мало заметными до января. Затем бугорки начинают быстро расти. В апреле рога достигают почти полного размера, но остаются сравнительно мягкими на концах и покрытыми кожей с коротким волосом. У большинства самцов в 1-й год отрастают рожки в виде простых заостренных стержней, длиной 10 — 20 см и толщиной у основания 15 — 20 мм. Сравнительно редко встречаются животные, у которых в 1-й год отрастают нормальные рога с тремя концами.

С возрастом постепенно увеличиваются общие размеры животного, его вес, а также размер рогов у самцов. Особенно быстро растут звери в первый год жизни, но этот рост, по-видимому, у косуль, как и у других копытных, не оканчивается в течение большей части жизни. Иначе чем объяснить тот факт, что чем старше животное, тем оно крупнее и тяжелее?

В мае — июне рога у косуль полностью окостеневают. Самцы в это время часто трутся ими о стволы небольших деревьев, сдирают с рогов остатки кожи с шерстью и таким путем полируют их концы. Основание и средние части стволов покрываются шероховатыми выступами бурой окраски, концы отростков становятся белыми.

С середины июля до середины сентября у косуль проходит гон и турнирные поединки, которые самцы встречают «во всеоружии».

Для этого у них имеются не только превосходные рога для нападения, но и отличное средство защиты — толстая кожа на шее и передней части груди и холки. Да и сама форма рога служит не только для нападения, но и для отражения ударов.

В ноябре рога опадают, так как в месте соприкосновения их с черепом происходит рассасывание костного вещества и ослабление прочности. При небольшом ударе рог отламывается.

В январе следующего года у взрослых самцов начинают вновь отрастать рога. Иногда встречаются с рожками и самки, но такие случаи очень редки, не чаще двух-трех на тысячу, при этом рога у самок обычно имеют уродливую форму, что служит признаком физиологического дефекта.

Охотники считают, что лучше всего помогают косуле спастись от врагов хорошее обоняние и слух. Однако косуля обычно замечает движущегося охотника на открытой местности на расстоянии до 2 км, а в редком лесу до 500 м. Неподвижные предметы она различает хуже и набегает на человека довольно близко. На быстром ходу косуля делает прыжки длиной до 8 м. При этом через несколько обычных прыжков она совершает особенно высокий, так называемый смотровой, и тогда хорошо видно ее «зеркало». Этим она как бы указывает свой путь другим особям. Интересно отметить сигнальный тревожный топот, который производят косули, когда замечают какую либо опасность. Этот топот предупреждает членов стада о враге.

Скорость бега взрослой косули значительна — около 60 км/ч, она больше, нежели у рыси или волка. Хищники ловят здоровых косуль, либо близко подкрадываясь к ним и затем несколькими прыжками настигая их, либо путем нагона на находящихся в засаде ловцов.

Кормящаяся косуля обычно передвигается небольшими шагами, часто останавливается и прислушивается. При пересечении малокормного участка животное переходит на рысь. Таким же аллюром самцы косуль ежедневно пробегают свою территорию, или индивидуальный участок, оставляя на его границах свои мочевые метки.

Самцы косули, несмотря на сравнительно небольшие размеры и вес, отличаются большой силой и ловкостью.

Косули очень хорошо плавают и могут пересечь широкую реку или озеро. Иногда они даже спасаются в водоеме от хищников. Впрочем, без особой нужды в воду косули не идут и предпочитают уходить от преследователей по земле. Узкие и короткие копытца косули способны несколько раздвигаться, и благодаря этому животные свободно ходят по топким болотам со слабой дерниной. Отлично передвигаются косули и но крутым горам.

Звуки, издаваемые косулей, напоминают резкий грубый лай собаки: «бяу-бяу-бяу». Неопытные охотники часто принимают это взлаивание за рев медведя. С непривычки этот крик может напугать кого угодно. Косули обычно кричат только при испуге, заслышав подозрительные звуки или что-либо почуяв. При этом тревожный крик иногда подают и самки. Кормящие самки подзывают телят особым негромким криком «эмэ-мэ». Телята, потерявшие мать, жалобно пищат. На этот писк подходят не только матери, но и чужие взрослые самки и самцы.

М. А. Лавов. КОСУЛЯ. ОХОТА НА КОПЫТНЫХ.-Издательство «Лесная промышленность», 1976