Рога косули. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛА И ВОЗРАСТА В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ. Косуля: полевые признаки и описание. Capreolus capreolus, (Европейская) косуля, Capreolus pygargus, Сибирская косуля

Вид: Capreolus capreolus = Косуля

Косуля: определение пола и возраста

Род: Capreolus Gray, 1821 = Косули

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛА И ВОЗРАСТА В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ

При рациональном ведении охотничьего хозяйства не безразлично какого возраста отстреливают животных. При охоте с промысловыми целями целесообразно больше добывать молодых и самцов, а оставлять старых самок для воспроизводства потомства. В хозяйстве спортивного направления, когда необходимо вырастить крупных самцов с ценными трофеями, желательно вести селекционный отстрел, чтобы в угодьях осталось достаточное количество молодых, но и с хорошими задатками самцов.

Capreolus capreolus Косуля

Молодняк текущего года рождения сравнительно просто отличить от более взрослых животных по их меньшему общему размеру. Значительно труднее выделить 1,5-годовалых особей. При определении могут помочь следующие признаки: 1,5-годовалые самцы имеют обычно шиловидные рога или же два конца на каждом роге. Около самок в этом возрасте нет телят, пасутся они либо по две-три особи отдельно от других, или же присоединяются к семейным группам. Основное отличие 1,5-годовалых от более старых особей заключается в несколько укороченной шее и голове. Меховой покров у них наиболее красивый, без плешин и клочков старой шерсти.

Возраст отстрелянной косули проще всего определить по зубам, хотя предварительно его можно оценить по общему размеру тела и веса, а у самцов и по рогам. Большими толстыми рогами, как правило, обладают животные старше 4-летнего возраста.

Косуля, как и все жвачные животные, не имеет передних зубов (резцов и клыков) в верхней челюсти. Корм захватывает, прижимая его зубами на нижней челюсти к твердому ороговевшему переднему краю неба. Определить возраст косули по зубам можно двумя путями: менее точно — по стертости жевательной поверхности коренных зубов или по высоте коронки зуба; более точно — по числу темных полос на шлифах или микроскопических срезах размягченных (декальцинированных) зубов, резцов или коренных. Фото

Микросрезы резцов лучше всего производить на замораживающем микротоме с окраской гемотаксилином. При этом ось разреза должна проходить вдоль зуба. Распил коренного зуба для шлифовки наиболее целесообразно делать в участке между корнями.

Косуле, как и другим животным умеренного пояса, свойственны сезонные изменения всех физиологических отправлений организма (питания, размножения, линьки и т. п.). Все эти изменения отражаются в толщине, плотности дентина п цемента в корневой части зубов. На шлифе или на тонком специальной окраской окрашенном срезе видны темные узкие полоски зимнего периода и широкого — летнего. По ним, как на пне у дерева, подсчитываются число лет данного животного.

При сопоставлении возраста косуль, оцененного по стертости коренных зубов и по микросрезам, выявлено, что в некоторых случаях имеется заметное расхождение по этим показателям. Так, у одной самки косули, добытой в предгорьях Саян, коронки коренных были стерты почти до десен. По шлифу же установлено, что возраст ее был всего 5,5 лет. В данном случае косуля либо много времени проводила на солонцах и пережевывала подсоленную землю, либо жила в такой местности, где растения были с большим количеством кремния.

Предельный возраст у косули достигает в неволе 15 лет, а среди отстрелянных сибирских косуль наиболее старым оказался самец в возрасте 11 лет 6 месяцев.

М. А. Лавов. КОСУЛЯ. ОХОТА НА КОПЫТНЫХ.-Издательство «Лесная промышленность», 1976