Косуля:РАЗМНОЖЕНИЕ.Брачное и половое поведение, беременность, роды, кормление. ПИТАНИЕ КОСУЛИ: КОРМА, ЕДА.

Вид: Capreolus capreolus = Косуля

Косуля: размножение

Род: Capreolus Gray, 1821 = Косули

РАЗМНОЖЕНИЕ

Косуля — самый плодовитый вид из семейства оленей. Взрослые самки ежегодно приносят по два косуленка, выкармливая их молоком почти до 6 — 8-месячного возраста и оставляют, лишь когда готовятся вновь стать матерью. Молодые животные, еще не достигшие 1,5 лет, вступают в размножение и в возрасте 2 лет приносят первое потомство, обычно состоящее из одного косуленка. Не так уже редко регистрируются случаи, когда старые самки приносят по три и даже четыре детеныша.

Capreolus capreolus Косуля

Наблюдениями в зоопарке установлено, что у европейских косуль бывают два периода гона: осповной — в августе и дополнительный — в декабре — январе. Во второй период спариваются те самки, у которых по каким-либо причинам не произошел процесс оплодотворения. У таких косуль период беременности сокращается до 5 месяцев и потомство они приносят в обычные сроки. Самец косули способен к оплодотворению с мая по январь. Вероятно, что то же самое характерно и для сибирских косуль.

Найдя по запаху самку в течке, козел отгоняет от нее телят. Косули в период гона не образуют прочных пар, но у них не бывает и таких гаремов, как у изюбря. У самок косули течка проходит довольно быстро, за 4 — 5 дней. После ее прекращения самцы покидают самку и устремляются на поиски другой. Самка же разыскивает оставленных ею телят и находится с ними до появления потомства следующего года. Обычно наиболее активные и сильные самцы, так называемые доминантные, покрывают большую часть самок. Это положение нарушается в угодьях с низкой численностью косуль или там, где в популяциях преобладают самки.

После окончания сезона спаривания некоторые самцы остаются с самкой и к ним присоединяются телята. Такие группы косуль из трех-четырех особей часто встречаются в течение всей зимы.

От условий существования, и главным образом от полноценности и обилия пищи зависят сроки вступления косуль в размножение, а также количество молодняка в их приплоде. При благоприятных условиях самки ежегодно приносят по два косуленка, хотя в первые роды обычно рождают одного.

В заповедниках, где плотность населения угодий копытными бывает высокой и отмечается недостаток кормов, большинство самок косуль начинают размножаться на третьем году жизни и чаще приносят по одному теленку. Годовой прирост стада в заповедниках обычно не превышает 20 %, на одну размножающуюся самку приходится 1,3 теленка. В открытых для охоты угодьях питание более обильное и прирост стада выше.

Примерно такие же показатели плодовитости и у косуль в Восточной Сибири. У взрослых самок, отстрелянных охотниками в октябре — ноябре, насчитывалось в среднем по 1,7 зародыша (по желтым телам беременности в яичниках).

В Якутии наблюдается самая высокая плодовитость у косуль. Из семи исследованных маток с эмбрионами у 6 были двойни, у одной 3 эмбриона. У 17 самок с молодняком было 32 теленка, или почти по 1,9 шт. на самку.

Телята у косули появляются с наступлением лета, когда имеется достаточно сочных кормов для матери. Косулье молоко очень питательно, в нем много белков, жиров, сахара и других элементов, нужных для растущего организма. Вес телят быстро увеличивается. Однодневные европейские косули весят в среднем 1225 г.; 5 — 8-дневные — 1567 г., 2-недельные — 2450 г., а 3-не-дельные уже более 3 кг.

Развитие телят во многом зависит от погодных условий, а также и от числа телят. Молочное кормление продолжается долго, и если у косули всего один теленок, то он получает больше питания и растет быстрее. Поэтому иногда бывает трудно отличить по размерам 5-месячного теленка от 1,5-тодовалой особи. Встречаются и косулята, отставшие в своем развитии и вес которых почти в 2 раза ниже среднего. Обычно такие животные гибнут в первую зиму своей жизни.

Первую зимовку телята встречают уже достаточно подросшими, и в обычные годы их гибель бывает примерно такой же, как и взрослых животных. Но иное положение складывается в многоснежные суровые зимы. Тогда гибнут чаще всего косулята, особенно по каким-либо причинам отставшие в росте.

Для правильного ведения охотничьего хозяйства необходимо знать динамику движения численности стада косуль. Чтобы рассчитать ее, нужно иметь данные о средней плодовитости, о времени первого вступления в размножение и о проценте взрослых самок в общем стаде. Пользуясь этими данными, можно узнать годовое пополнение стада за счет размножения. Убыль численности поголовья определить труднее, так как можно воспользоваться только данными возрастного состава. Кроме того, динамику численности можно определить опытным путем, регулярно учитывая поголовье на каком-то контрольном участке. Но в последнем случае могут вкрасться большие ошибки вследствие вселения и выселения части животных.

М. А. Лавов. КОСУЛЯ. ОХОТА НА КОПЫТНЫХ.-Издательство «Лесная промышленность», 1976