лань, даниэль. Cervus dama Linnaeus = (Европейская) лань, даниэль

Вид: Cervus (Dama) mesopotamica = Иранская лань

Вид: Cervus (Dama) mesopotamica = Иранская лань

Подрод Dama содержит два вида, об одном из них речь пойдет ниже, другой — европейская лань (D. dama), животное Средиземноморской области, акклиматизированное во многих странах Европы и других континентов.

Иранская лань значительно крупнее обычной лани и намного ярче по окраске. У нее такая же пятнистая шея и спина, но белые пятна по обе стороны темного спинного ремня сливаются друг с другом, образуя сплошную линию. Лопата на рогах у иранской лани не развита.

В плейстоцене иранская лань была широко распространена на Среднем Востоке и в северовосточной Африке. Ее хорошо знали с давних времен. В интересной статье, опубликованной в 1965 г., Чарлз Рид обращает внимание на барельефы близ Керманшаха, в западно-центральной части Ирана, изображающие сцены охоты времен династии Сасанидов (226—651 гг. н. э.), на одном из них царственная особа охотится на лань. С тех пор сведений об этой лани не было, пока ее вновь не открыл Виктор Брук, давший в 1875 г. первое ее научное описание.

Пятьдесят лет после этого открытия вид считался исчезнувшим. «Последние экземпляры» были убиты в Нуристане (Иран) в 1906 г. и в северном Ираке в 1917 г.

В 1955 г. доктор Ли М. Талбот, в то время штатный эколог Международного союза охраны природы, был послан Комиссией по редким и исчезающим видам в Иран, где он узнал, что небольшое число ланей могло еще сохраниться в густых зарослях по берегам рек Диз и Керхе в Ху-зестане, на юго-западе Ирана.

Л. Талбот передал эти сведения Вернеру Трен-зе, который отправился туда на следующий год и подтвердил достоверность этих данных. В 1957 г. доктор Георг фон Опель организовал для Трензе еще одну экспедицию. На этот раз В. Трензе удалось поймать молодого самца, а на следующий год к нему добавилась самка, и оба были отправлены в Кронберг а Западную Германию, где Опель предложил основать стадо. Первый приплод появился в 1960 г., но, к сожалению, в тот же год погиб самец, и не было возможности достать ему замену.

Теперь известно, что иранская лань уцелела только в двух небольших районах (каждый размером 1000 гектаров), среди густых зарослей по берегам рек Диз и Керхе. Из-за особенностей мест обитания определить численность животных трудно. Считают, что в 1966 г. общее число животных было не менее тридцати или сорока. Почти все они обитают у реки Диз, а у реки Керхе — только три особи.

По мнению Талбота, лань могла сохраниться также в Ираке, вблизи иранской границы между Майданом и Халабджиб, в малярийной местности, где нет никакого населения. Но если лань и сохранилась в Ираке, то в ничтожном количестве, как установил в 1959 г. Хатт.

Иранская лань была давно истреблена почти по всему ареалу. Те немногие оставшиеся в Хузе-стане животные уцелели лишь благодаря прибрежной растительности, непроходимой местами более чем на тридцать километров.

Хотя сам человек не может проникнуть в эти заросли, где укрывается лань, за последние годы туда все чаще заходит домашний скот, особенно вездесущие козы, а также коровы, верблюды и буйволы. Кроме того, сельские жители стали вырубать по краям эту растительность на топливо.

Пригодных для обработки земель в стране мало, и поэтому места, где обитает лань, потенциально представляют большую ценность для сельского хозяйства, и, конечно, с ростом населения человек превратит их в пашню. Рид считает, что

Хузестан «снова станет житницей Ирана, как во времена Дария».

Поэтому единственный способ спасти иранскую лань — отловить как можно больше животных и переместить в другие районы, где им может быть обеспечена надлежащая охрана.

Совет по делам дичи Ирана хорошо понимает необходимость решительных действий, пока еще не потеряно время, и начал уже создавать племенные группы. Несколько животных перемещены в резерват Даште-Наз (20 гектаров), расположенный на юго-восточном побережье Каспия в 25 километрах от Сари, центра Мазендерана.

Совет по делам дичи надеется, что через несколько лет, когда число животных в Даште-Наз возрастет, можно будет переселить племенные группы в другие охраняемые места и распространить вид как можно шире, чтобы свести к минимуму риск потерь от болезней и иных обстоятельств.

Для большей надежности Комиссия по редким и исчезающим видам предлагает акклиматизировать племенные стада в Европе и в других регионах. В 1965 г. доктор фон Опель приобрел вместо погибшего животного молодого самца, и в 1968 г. стадо Кронберга состояло уже из трех самцов и четырех самок.

Совет по делам дичи Ирана заслуживает большой похвалы, и надо надеяться, что его серьезные попытки спасти от гибели вид, уцелевший только в этой стране, увенчается успехом.