Вид: Cervus duvauceli = Барасинга

Вид: Cervus duvauceli Cuvier G., 1822 = Барасинга

Cervus duvauceli Cuvier G., 1822 = Барасинга

Барасинга - один из самых красивых оленей мира. У него массивное тело с довольно густой шерстью. Летом окраска тела у барасинга янтарно-желтая, золотисто-коричневая, светло-бурая или палевая, часто с желтовато-белыми пятнами, иногда неясными. Зимой окраска становится более темной, однотонно бурой.

Рога у самцов большие, длиной в среднем около 76 см, изящные, с длинными лобными надглазничными отростками. Форма рогов сильно варьирует, но, как правило, красиво изогнутый основной ствол, поднимается вверх, слегка отклоняясь назад. Другие ответвления, если они присутствуют, собраны попарно у вершины рога, образуя элегантную крону отростков только на вершине.  У взрослых самцов общее число отростков колеблется от 10 до 16.

Высота самцов обоих подвидов достигает в холке 115-130 см, длина тела около 180 см, длина хвоста — 12—20 см, масса — 230—283 кг.

Распространен в Центральной и Северо-Восточной Индии (Ассаме), Непале. Недавно завезен в Австралию. Раньше обитал в Бирме и Таиланде, где истреблен. Образует 3 подвида, один из которых, так называемый олень Шомберга, вымер в Таиланде к 30-м годам нашего столетия. Два оставшихся подвида барасинги, обитают на Индостане. Один, для которого больше подходит название «болотный олень», отличается длинными и широкими копытами, приспособленными к мягкому грунту, и встречается в лесных болотах Ассама и Сундарбана; другой, с мелкими копытами, предпочитает сухие злаковники и волнистый ландшафт.

Живет барасинга в болотистых саваннах, и его часто можно видеть стоящим в воде или пасущимся на зеленых лужайках. У этих оленей жесткий ненамокающий волос и широко раздвигающиеся копыта, что говорит об их давнем приспособлении к болотистым местам. Барасингу часто называют еще болотным оленем (но это название лучше не употреблять во избежание путаницы с американским болотным оленем). Весной и летом самцы и самки барасинги живут отдельно, образуя небольшие группы по 3—5 животных. Зимой они объединяются в стада по нескольку десятков голов. Барасинги кочуют стадами числом до 30 особей.

Пасутся олени обычно днем, кормясь сочной луговой травой и болотными растениями. Вечером ложатся довольно плотной группой на открытых болотистых лужайках. В жаркую погоду пасутся в основном ночью до позднего утра, а днем отдыхают.

Размножаются барасинги круглый год, но чаще молодые появляются сразу после периода дождей, в октябре — ноябре, когда много свежей, сочной зелени. Турнирных боев между самцами не бывает, так как во время гона они часто имеют еще мягкие растущие рога — панты. Но в период гона самцы ревут, и их голос, очень мелодичный и приятный, с чередующимися низкими и высокими тонами, заметно отличается от рева благородных оленей. Самцы сражаются за самок, и самые крупные заводят себе гаремы, в которых имеют до 30 самок. По окончании гона самцы оставляют стадо самок и кочуют холостяцкими группами. Беременность продолжается около 250 дней, после чего самка приносит 1, редко 2 оленят. Оленята рождаются пятнистыми.

В связи с освоением болотистых равнин под рисовые поля барасинги почти повсеместно исчезли. Этому способствовало и прямое преследование барасинги из-за его необычайно красивых рогов и относительно легкой охоты в открытых саваннах. Во всем мире в настоящее время сохранилось около 550 особей этого вида, из них около 250 голов, относящихся к номинальному подвиду, живет в заповеднике Казиранга (Ассам, Индия). Барасинга подвида С. d. branderi обитают в Центральной Индии в количестве нескольких сотен особей. Барасинга повсеместно, в пределах ареала, охраняются как редкий, исчезающий вид.