Муфлон. Европейский муфлон в Крыму. Ovis orientalis Gmelin, 1804 = Азиатский муфлон

Подвид: Азиатский муфлон

Ovis orientalis Gmelin, 1804 = Азиатский муфлон

Отряд: Artiodactyla Owen, 1848 = Парнокопытные, парнопалые

Семейство: Bovidae (Cavicornia) Gray, 1821 = Полорогие

Род: Ovis Linnaeus, 1758 = (Горные, каменные) бараны

Подвид: Ovis orientalis Gmelin, 1804 = Азиатский муфлон

Ovis orientalis Gmelin, 1804 = Азиатский муфлон

Прочитать очерки: Кипрский муфлон

В противоположность козлам, бараны в нормальных условиях не являются обитателями скалистых гор. Более характерны открытые горные стации со спокойным рельефом: плато, пологие склоны, закругленные вершины. Правда, бараны не избегают и даже имеют привычку держаться в таких местах, где участки спокойного рельефа сочетаются с ущельями, глубокими оврагами или выступами скал. Но ущелья и обрывы служат баранам лишь местами отдыха и укрытия от зноя и зимней непогоды. Необходимым условием местообитания муфлонов, кроме наличия хорошего пастбища и широкого кругозора, является также близость источника водопоя. одопоя. одопоя.

В большинстве районов распространения муфлона сезонные миграции выражены слабо или отсутствуют вовсе. Обычно происходят лишь незначительные вертикальные перемещения популяций. Как уже отмечалось, на лето бараны поднимаются более высоко в горы, привлекаемые, очевидно, более прохладным климатом и лучшей обеспеченностью сочными зелеными кормами. На зиму они спускаются в нижнюю полосу гор. Имеют место нерегулярные перекочевки баранов в засушливые годы , связанные с недостатком корма и питьевой влаги.

Муфлоны держатся летом группами от 5 до 15—20 голов. Летние табунки состоят, в основном, из самок с приплодом текущего года, но иногда вместе с ними держатся и один или даже два самца. Самцы чаще держатся отдельными небольшими группами; вместе с ними можно видеть и холостых самок. Старые самцы часто держатся в одиночку. В конце осени группки баранов начинают объединяться и образовывать табуны, размеры которых зимою доходят до 100—150 и даже до 200 голов.

Вожаком в смешанном стаде является взрослый самец. Последний, когда стадо находится на отдыхе или при пастьбе, стоит на возвышенности или камне и зорко смотрит по сторонам. Увидев опасность, он топает ногой и первый пускается в бегство. При беге впереди находится вожак, за ним следуют самки с молодыми, а позади всех старые бараны. Сторожа, по-видимому, непостоянны и время от времени сменяют один другого.

Бегают муфлоны быстро: бег их настолько быстр и ловок, что «не видно как животное касается земли». В случае необходимости они делают высокие, до 1.5 м, и длинные прыжки, легко перемахивают через кусты и камни. Нередко спрыгивают вниз с высот до 10 м; при прыжке голову и рога закидывают назад, передние и задние ноги смыкают вместе, приземляясь на широко расставленных ног.

В пределах избранного местообитания муфлоны ведут сравнительно оседлый образ жизни, придерживаются определенных мест отдыха, кормежки и водопоев. При переходах пользуются одними и теми же путями, в результате чего в местностях, где баранов много, ими вытаптываются хороню заметные тропы. Этими тропами иногда пользуются и другие звери.

Днем, в жаркие солнечные часы, бараны укрываются в ущельях, под навесами скал или в тени крупных деревьев. На жировку (пастьбу) летом выходят, когда спадает жара. Кормятся до наступления сумерек. Пьют на закате или в начале ночи. Ночью, по крайней мере некоторое время, отдыхают. На рассвете снова пьют и направляются в горы, где пасутся вблизи мест дневного отдыха до наступления жары.

Лежки баранов, по-видимому, постоянны; они имеют вид вытоптанных довольно глубоких, до 1.5 м, ям, иногда даже нор, уходящих под скалы, корни кустарников и деревьев или просто под нависающие склоны. Рытье глубоких лежек имеет целью, видимо, не столько маскировку, сколько защиту от вредного действия высокой температуры.

В зимнее время бараны пасутся все светлые часы суток. В сильные холода и ненастье укрываются в глубоких, защищенных от ветра ущельях или в скалах.

Основу питания муфлона в летний период составляют разнообразные травы: ковыли, типчак и пырей.

Зимой бараны питаются остатками сухой травы, торчащими из-под снега, и пасутся на бесснежных участках. Откапывать траву из-под снега муфлоны, по-видимому, мало способны. При недостатке другой пищи зимой они объедают тонкие ветки кустарников и даже грызут кору.

Голос азиатского муфлона сходен с голосом домашней овцы, но более грубый и короткий. Пользуются им бараны редко, — он слышится обычно, когда звери скликают друг друга. Самцы-сторожа, заметив опасность, издают звук, сходный с «кии . . .к», а во время бега - звуки, похожие на «тох-тох».

У муфлонов хорошо развиты как слух, обоняние, так и зрение. Наиболее остро обоняние. Муфлоны — очень чуткие и осторожные звери. Считается, что с подветренной стороны подойти к ним ближе, чем на 300 шагов, невозможно. Нередко даже, но видя человека, они могут учуять его по ветру за 300—400 шагов и дальше. Особенно осторожны самки с ягнятами. С другой стороны, муфлоны проявляют нередко признаки любопытства. Завидя человека, если он движется спокойно, они иногда смотрят на него, не двигаясь, и подпускают шагов па двести. При беге иногда останавливаются и оглядываются назад.

Половой зрелости муфлоны достигают и начинают участвовать в размножении на третьем году жизни. У отдельных животных течка наступает в конце октября. Массовый же гон у баранов в большинство районов протекает в период с середины ноября но первую половину декабря.

В это время животные держатся табунками до 10—15 голов, в которых находятся по одному-два, а то и больше взрослых самцов. Изгнания самцами друг друга из стада, по-видимому, не происходит, но между ними происходят поединки. Разойдясь метров на двадцать, они стремительно сближаются и с силой ударяются основаниями рогов, так что звук удара в горах бывает слышен за 2—3 км. Иногда самцы сцепляются рогами, сцепившись водят друг друга, возятся, падают, издают стонущие звуки. Однако, в противоположность, например, оленям, утомленные самцы прекращают борьбу и мирно остаются оба в стаде, так что участвовать в покрытии самок могут все находящиеся при стаде бараны. Через некоторое время борьба может возобновиться. Случаев тяжелых увечий или убийства во время драк не известно. Но самцы в это время теряют обычную осторожность и чаще, чем обычно, становятся жертвой охотника или хищного зверя.

Самки во время течки и драк самцов ведут себя спокойно. Ухаживание диких баранов за самками сходно с тем, что наблюдается у домашних овец: самец с тихим блеянием ходит за самкой, трется шеей о ее бока, пытается покрыть. По окончании полового сезона самцы не отделяются от табунов и остаются с самками до весны.

Беременность у диких муфлонов, как и у домашних овец, длится около пяти месяцев. Первые случаи окотов могут иметь место уже в конце марта, но в основном рождение молодняка происходит во второй половине апреля и в первой половине мая.

Перед окотом самки отделяются от стад, в одиночку уходят в глубокие ущелья или каменистые россыпи, где в укромных местах родят ягнят. Приносят большею частью по два ягненка, реже по одному или по три (очень редкие случаи, когда было даже четыре ягненка).

Ягнята азиатских муфлонов, в противоположность европейскому, первое время довольно беспомощны, следовать за матерью не могут и при опасности не бегут, а затаиваются. Когда они достаточно окрепнут, что происходит через неделю-полторы после рождения, самки выходят с ними в более открытые места и вновь объединяются в небольшие группы.

Кормятся молоком матерей ягнята до сентября или октября, но зеленый корм начинают понемногу употреблять раньше, с месячного возраста. Голос муфлонят мало отличается от голоса домашнего ягненка. К годовалому возрасту молодые муфлоны достигают несколько больше двух третей роста взрослых и около одной трети их веса. Полного роста в высоту достигают к 4—5 годам, но увеличение длины тела и живого веса продолжается до 7 лет. Продолжительность жизни в естественной обстановке не превышает 12 лет.