Лаосская скальная крыса. Laonastes aenigmamus Jenkins, Kilpatrick, Robinson & Timmins, 2005 = Лаосская скальная крыса. Грызуны. Отряд: Rodentia Bowdich, 1821 = Грызуны. Грызуны, мыши, крысы, питание, враги, полевки, тушканчики.

Семейство: Diatomyidae (Laonastidae) = Диатомиевые (Лаонастовые)

Лаосская скальная крыса. Laonastes aenigmamus

Вид: Laonastes aenigmamus Jenkins, Kilpatrick, Robinson & Timmins, 2005 = Лаосская скальная крыса

Лаосская скальная крыса. Laonastes aenigmamus

Лаосская скальная крыса (Laonastes aenigmamus) — живое ископаемое, относящееся к грызунам семейства Diatomyidae, входящего в состав подотряда дикобразообразные (Hystricomorpha). Это единственный вид рода Laonastes, который вначале выделили в отдельное семейство Лаонастовые (Laonastidae). Однако позже, после более детального изучения лаосской скальной крысы  этот вид был в 2006 году отнесён к ископаемому семейству Diatomyidae, представители которого вымерли еще в Миоцене примерно 11 млн. лет назад. Лаосская скальная крыса в настоящее время распространена в Юго-восточной Азии на территории Лаоса, где известна только в провинции Кхаммуан.

По внешнему облику лаосская скальная крыса очень похожий на крыс грызун - отсюда и такое ее название. Научное латинское родовое название Laonastes составлено из двух слов, которые означают камень (лат. laoj; λαας = laas; λαος = laos) и обитатель (nastej; ναστης = nastes), а видовое название aenigmamus — загадка (лат. aenigma) и мышь (mus), соответственно. Местные жители в Лаосе называют эту крысу лаос, Kha-nyou (или ga-nyou).

Лаосская скальная крыса. Laonastes aenigmamus

В природных местообитаниях встречается среди камней на карстовых известняках горных склонов. Длина тела составляет около 26 см, хвост длиной 14 см, а масса тела равно примерно 400 гр. На голове имеются длинные бакенбарды. Лаосская скальная крыса имеет короткие, большие лапы, а тело венчает пушистый хвост.

Впервые лаосская скальная крыса была обнаружена в 1996 году на рынке в лаосском городке Тхакхэк (провинция Khammouan) американским биологом из Нью-Йорка Робертом Тимминсом (Wildlife Conservation Society), который и стал одним из соавторов описания этого нового вида. Местные жители продавали этих животных на мясо на одном прилавке вместе с овощами. Молекулярно-генетические данные показали, что новый таксон является сестринской кладой к гребнепалым крысам, или гундиевым (Ctenodactylidae), небольшому семейству североафриканских грызунов.

Биологи, открывшие этот вид, учитывая близость множества деревень к месту обитания лаосской скальной крысы, первоначально предлагали включить ее в список видов с неопределенным статусом, по которым нет достаточных данных (IUCN Data Deficient category). Однако позднее, этот вид был признан редким и включён в список охраняемых видов Международного союза охраны природы (IUCN Endangered category) в статусе «Вымирающие виды».