Длиннохвостый мешотчатый прыгун: поведение. Кенгуровый прыгун Мерриама Мешотчатые прыгуны, мешотчатые крысы, Heteromyidae Allen et Chapman, 1893 = Мешотчатые прыгуны, мешотчатые крысы, мешотчатопрыгуновые

Род: Perognathus = Мешотчатые прыгуны, перогнаты

Длиннохвостый мешотчатый прыгун, Perognathus formosus

Длиннохвостый мешотчатый прыгун, Perognathus formosus, распространен в аридных регионах на западе США. Пространственно-этологичес-кую структуру поселений этого вида изучали на круговых площадках мечения размером 9 га, оборудованных по периметру непроницаемым для грызунов ограждением (Maza et al.,. 1973). Распределение участков обитания самцов и самок, средняя площадь которых составляла 5500 м2, в середине репродуктивного сезона показано на рис. 3.6.4.

В пределах площадки мечения располагались участки обитания 125 особей, относящихся к разным половозрастным группам. Следует отметить, что степень перекрывания участков обитания была высокой как среди особей одного пола, так и у самцов с самками. Самые крупные участки обитания, показанные кругами наибольшего диаметра, занимали взрослые, размножающиеся самцы; они перемещались в пределах площадки мечения на значительные расстояния. Размножающиеся самки относились к категории наиболее оседлых особей. Подвижность молодых и взрослых самцов и самок, не принимавших участия в размножении, была самой низкой (Maza et al., 1973).

Зимой, с окончанием размножения, число особейз пределах площадки мечения сократилось в 2.5 раза (рис. 3.6.5).

Степень перекрывания участков самок существенно снизилась, но у самцов сохранились агрегации из 3-5 особей с перекрывающимися участками обитания. Особо следует отметить высокую стабильность сложившейся пространственной структуры: за семилетний период наблюдений лишь у 5% особей участки обитания переместились на значительное расстояние, тогда как у остальных зверьков смещение центра участка за многолетний период не превышало 7.5 м.

Эксперименты с изъятием части особей-резидентов на две недели с последующим их возвращением показали, что освободившиеся участки обитания быстро занимали особи с периферии площадки наблюдений. Однако возвращение временно удаленных резидентов приводило к восстановлению пространственной структуры, сложившейся до начала эксперимента, причем все резиденты без исключения заняли свои прежние участки обитания (Smith et al., 1980).

Более подробных сведений о пространственно-этологической структуре поселений этого вида в доступных литературных источниках не обнаружено.

Пространственно-этологическая структура поселений двух рассмотренных видов мешотчатых прыгунов, прежде всего, характеризуется значительной степенью перекрывания участков обитания взрослых самцов, а также молодых особей вне зависимости от их пола. У размножающихся самок в репродуктивный период обнаруживается достаточно отчетливо выраженная пространственная сегрегация, которая поддерживается, судя по результатам лабораторных экспериментов, не агрессивными взаимодействиями, а взаимным избеганием контактов. Особо следует отметить высокую степень оседлости взрослых самок. Агрегации взрослых и молодых особей, существующие в течение сезона размножения, сохраняются и по его окончании, хотя состав агрегаций меняется на разных фазах годового репродуктивного цикла. Устойчивые парные связи у D. merriami и P. formosus, по-видимому, отсутствуют, и самки выращивают

потомство без участия самцов. Распределение участков обитания взрослых особей в репродуктивный период позволяет утверждать, что система спариваний у рассматриваемых видов — промискуитет, хотя некоторые исследователи употребляют такие термины, как полигиния или полиандрия. Среди самцов, конкурирующих за самок, скорее всего, устанавливается иерархия доминирования, как, например,, у D. merriami, и доминирующие самцы получают преимущественный доступ к рецептивным самкам.