Олимпийский сурок: поведение. Вид: Marmota olympus (Merriam, 1898) = Олимпийский сурок. Marmota Blumenbach, 1779 = Сурки, Marmota camtschatica Pallas, Черношапочный [камчатский, восточный] сурок

Олимпийский сурок: поведение

Семейство: Sciuridae Gray, 1821 =Беличьи

Род:Marmota Blumenbach, 1779 = Сурки

Вид: Marmota olympus (Merriam, 1898) = Олимпийский сурок

Вид: Marmota olympus = Олимпийский сурок

Читать: Олимпийский сурок

В социальной организации семейных групп седого сурка обнаруживается много общего с олимпикским сурком, Marmota olympus. Исследования в популяциях этого вида, распространенного в субальпийском и альпийском поясах на северо-западе штата Вирджиния (США), показали, что типичная колония (семейная группа) включает одного взрослого самца (в возрасте старше 3 лет), двух взрослых самок (в возрасте старше 2 лет), выводок годовалых особей и выводок сеголеток (Barash, 1973b). Самки приносят потомство (в среднем по 4 детеныша) раз в два года, поэтому с каждой взрослой самкой живут либо сеголетки, либо годовалые особи. Расселение молодняка происходит на третьем году жизни (после второй зимней спячки) и провоцируется относительно высоким уровнем агонистических взаимодействий. В некоторых случаях расселение задерживается, и двухгодовалые особи остаются в составе семейных групп. Самки становятся половозрелыми в возрасте трех лет.

Все члены семейной группы выходят после зимней спячки из одной норы. В первые же дни самец спаривается с одной из двух самок. Через несколько недель после выхода из спячки вся семья перемещается в лет нюю нору, расположенную в радиусе 30 м от зимовочной норы. Первой отселяется беременная самка, которая занимает обособленную гнездовую нору, где у нее вскоре появляется потомство. Все остальные члены семейной группы живут некоторое время в зимовочной норе. Взрослый самец периодически уединяется в отдельной норе. В пределах семейно-группового участка не существует никаких ограничений в свободе перемещений.

Во время кормежки образуются временные агрегации, объединяющие от 2 до 8 особей.

В 7 из 38 обследованных семейных групп присутствовал второй взрослый самец (старше 2 лет), занимавший подчиненное положение. После выхода из спячки он обычно поселялся в отдельной норе на периферии семейно-групповой территории (в 40-150 м от норы самца-доминанта), но в середине лета присоединялся к остальным членам группы, сохраняя свое подчиненное положение. Осенью он укладывался в спячку вместе с другими особями в одной норе.

В социальной организации семейных групп олимпикского сурка можно выделить следующие характерные черты: детеныши и годовалые особи живут вместе с матерью; взрослый самец занимает особое положение, доминируя над другими самцами (если таковые присутствуют в группе); двухгодовалые особи расселяются либо занимают обособленные норы.

Иерархическая организация семейных групп проявляется в том, что высшее (доминирующее) положение занимает взрослый самец, которому подчиняются взрослые самки, на третьей ступени располагаются особи старше двух лет, затем годовалые особи, и на низшей ступени иерархии находятся детеныши. Отношения доминирования-подчинения чаще всего проявляются в виде избегания контактов с высокоранговым партнером. Агрессивные схватки отмечаются редко, и их с трудом можно отличить от игровой борьбы, Беременные и кормящие самки зачастую агрессивно реагируют нa приближение взрослого самца. Агрессивность снижается только после окончания периода лактации (в первой декаде июля), когда детеныши выходят на поверхность из выводковых нор.

Динамику отношений доминирования-подчинения среди самцов можно показать на следующем примере. В одной из семейных групп самец-доминант жил вместе с самкой и ее годовалым потомством в отдельной гнездовой поре. Другую нору, расположенную в 6 м от первой, занимала еще одна самка с выводком сеголеток. Подчиненный самец обосновался в третьей норе, расположенной на расстоянии 60 м от норы доминанта. В июне и июле он активно избегал встреч с доминантом, последний же часто преследовал подчиненного самца (до 8 раз за день, продолжительность погонь до 3 минут). Тем не менее, схваток между самцами за весь период наблюдений не отмечено. Частота преследований в течение лета неуклонно снижалась: в июне — 0.3 контакта за 1 час (110 часов наблюдений), с 1 по 15 июля — 0.16 за 1 час (63 часа наблюдений), ас 15 по 31 июля — ни одного преследования за 71 час наблюдений. В первой декаде августа все контакты между доминантом и подчиненным стали миролюбивыми. К середине августа подчиненный самец присоединился к остальным членам семейной группы. Как показывают наблюдения, подчиненные самцы могут замещать доминантов в случае их гибели.

Если семейно-групповые участки располагаются на значительном удалении (300 400 м) один от другого, контакты между членами соседних семей практически отсутствуют, и редкие стычки происходят только с расселяющимися двухгодовалыми особями. При компактном расположении семейно-групповых участков отмечается относительно высокая частота межгрупповых взаимодействий, особенно в конце весны — начале лета. Их инициаторами выступают, как правило, взрослые самцы, предпринимающие "разведывательные рейды" на соседние участки. Годовалые особи, как показывают наблюдения, не проявляют враждебности к "чужакам".

В шести случаях зафиксированы назо-назальные контакты между "чужаками" и взрослыми самками; у последних в двух случаях зарегистрировано боксирование с "чужаками", которое, однако, не обращало их в бегство. Если "чужак" оказывался на расстоянии менее 30 м от взрослого самца, тот сразу атаковал его, заставляя ретироваться. Подобные "разведывательные рейды" самцов позволяют им спариваться с самками из соседних семей, и тем самым, снижают степень инбридинга