Седой сурок: поведение. Вид: Marmota caligata Escholz = Седой сурок

Отряд: Rodentia Bowdich, 1821 = Грызуны

Семейство: Sciuridae Gray, 1821 =Беличьи

Род:Marmota Blumenbach, 1779 = Сурки

Вид: Marmota caligata Escholz = Седой сурок

Вид: Marmota caligata Escholz = Седой сурок.

Читать: Седой сурокФото

Седой сурок, Marmota caligata, распространен в субальпийском и альпийском поясах на западе и северо-западе североамериканского континента. Выход из зимней спячки у этого вида приурочен к началу мая. Все члены семейной группы выходят после спячки из одной норы. Период наземной активности длится около 5 месяцев, и во второй половине сентября сурки вновь залегают в спячку. Моногамные спаривания самцов с самками происходят в течение двух недель после выхода из спячки. Длительность беременности составляет 25-30 дней, период молочного вскармливания — также 25-30 дней. Самки выкармливают детенышей без участия самцов. Детеныши выходят на поверхность в конце июня или июле. Смертность среди сеголеток после зимовки составляет около 50%.

В состав сложных семейных групп этого вида входят один или два взрослых самца, 2-3 самки, несколько полувзрослых (старше 2 лет) и годовалых особей, а также сеголетки (Barash, 1974a; Holmes, 1984). Если в семейной группе присутствуют два взрослых самца (старше 3 лет), один из них становится доминантом. Доминирующий самец поселяется в отдельной норе вместе с одной из взрослых самок и ее детенышами. Самец, занимающий подчиненное положение, обычно избегает доминанта и держится на периферии семейно-группового участка. Взрослые самки занимают норы вместе со своими детенышами либо с молодыми годовалыми особями, число которых варьирует от 2 до 5. Существует предположение, что самки приносят потомство раз в два года, при этом детеныши остаются вместе с матерью до 2 лет, а затем расселяются.

Все члены сложной семейной группы могут свободно перемещаться по занимаемой территории. Во время кормежки они обычно держатся небольшими группами по 3—4 особи. В периоды наземной активности сурки посещают норы ближайших сородичей, при этом агрессивная реакция хозяев норы обычно отсутствует. Агрессивные конфликты отмечены только при заходах подчиненного самца в нору доминанта, который неизменно прогонял непрошенного гостя.

Самки в период выкармливания молодняка также занимают отдельные норы, к которым не подпускают никого из членов своей группы, включая взрослых самцов. Самцы-доминанты редко посещали норы кормящих самок, и эти посещения всегда были кратковременными — не более 30 сек. Агрессивность самок снижалась приблизительно за 2 недели до выхода детенышей из выводковых нор.

Наиболее характерная форма миролюбивых взаимодействий между членами семейной группы — "приветствие", которое начинается с принюхивания к приближающемуся партнеру на расстоянии около 3 м. После сближения следует назо-назальный контакт, сцепление резцами и детальное обследование (обнюхивание) и чистка головы и шеи партнера. Взрослый самец регулярно общается подобным образом с детенышами: в частности, около 30% всех приветствий, инициированных самцом, может быть адресовано самым младшим членам семейной группы.

Очень распространены игровые контакты с боксированием, выпадами, кружением вокруг партнера. Если взаимодействия такого рода происходят между взрослыми особями, оценить их характер (миролюбивый или агонистический) зачастую невозможно. Соотношение числа "приветствий"

и боксирований между членами семейной группы примерно одинаковое — соответственно 43.0 и 46.0% от общего числа контактов (п = 437). Боксирование может продолжаться длительное время, максимально — до 17 минут (Holmes, 1984). Среди агрессивных контактов чаще отмечали преследования, инициированные взрослыми самцами: они прогоняли полувзрослых или годовалых особей.

Взаимодействия между членами разных семей отмечаются крайне редко: частота заходов "чужаков" на охраняемую территорию составляла в среднем 0.005 за 1 час наблюдений.