Китайская полевка Вид: Lasiopodomys mandarinus = Китайская полевка

Род: Lasiopodomys = Китайские полевка

Вид: Lasiopodomys mandarinus = Китайская полевка

Китайская полевка, Lasiopodomys mandarinus, распространена в степях на юге Бурятии, в Северной Монголии, Северо-Восточном Китае и на Корейском полуострове. Для этого вида характерен подземный образ жизни, и на поверхности зверьки появляются редко. Норы китайской полевки представляют собой обширные подземные сооружения: число выходов достигает 70, а длина подземных коммуникаций — 95 м. Большинство переходов и туннелей располагается близко к поверхности и служит для добывания корма (в основном корней Stellera chamaejasme, богатых питательными веществами). В связи с этим зверьки редко отходят от выхода из норы на расстояние более 1 м. Размножение в популяциях китайской полевки происходит, в основном, с апреля по август, однако беременные самки встречаются и зимой. Беременность длится 21-25 дней, среднее число эмбрионов составляет 4.5, размер выводка варьирует от 1 до 10 (в среднем 3.3). Самки становятся половозрелыми в возрасте 38-45 дней, самцы — в возрасте 55-60 дней. У самок старше 1 года плодовитость понижена. Для китайской полевки характерно избегание инбридинга: в парах, составленных из отца и дочери или брата и сестры, размножение полностью подавлено.

Изучение пространственной структуры поселений и социальной организации китайской полевки проводили в 1986-1993 гг. в Бурятии на площадках мечения от 8 до 16 га с использованием методики повторных отловов. Исследования показали, что в состав семей китайской полевки входит взрослый самец, одна или несколько взрослых самок и молодые особи (от 1 до 3 выводков). Размер семейных групп весной невелик — обычно 2-3 особи. Летом их число увеличивается в среднем до 8-9 (максимально — 22 особи). В конце лета и осенью состав семей вновь сокращается до 3~А особей. Каждая семья занимает отдельную нору (рис. 5.1.3.8) и охраняет ее от других особей своего вида. Площадь, на которой располагаются выходы из норы, занимаемой семейной группой в разгар сезона размножения, составляет в среднем 142±32 м2 (и=13). Особи-одиночки или пары зверьков обитают в норах меньшей площади — от 15 до 70 м2. Площадь участка, занимаемого семейной группой максимального состава (22 особи), была наибольшей — 600 м2. В конце лета и осенью площадь семейно-групповых участков варьировала от 80 до 330 м2, и в среднем составляла 177±32 м2 (и=11).

При высокой численности расстояние между соседними норами может быть относительно небольшим, но они не соединяются общими туннелями, и заходы зверьков на чужую территорию отмечаются редко (1% повторных отловов, и=830).

В репродуктивный период семейные группы могут быть как моногамными (41%), так и полигамными. Моногамные семьи преобладают в начале сезона размножения (апрель-май). Из 10 обследованных полигамных семей, в семи присутствовали две самки, в двух — четыре самки, и в одной — пять самок. В каждой из двух раскопанных нор, занятых семейными группами с несколькими взрослыми самками, обнаружена единственная гнездовая камера. Следовательно, самки живут в одном гнезде и, по-видимому, совместно выращивают потомство. Самец остается с самкой (или несколькими самками) не только во время беременности, но и в период выкармливания детенышей. Состав взрослых особей в семейных группах стабилен, и смена партнеров происходит, вероятно, только после их гибели.

Связь между особями-родителями и потомством поддерживается длительное время. О возрасте расселения молодняка можно судить лишь по косвенным данным. Установлено, что многие молодые особи не расселяются до 2-3 месяцев. Судя по составу семейных групп, в первую очередь выселяются молодые самцы, тогда как расселение молодых самок происходит значительно позже. Известны случаи, когда молодые самки приносили потомство в семейной группе вместе с матерью. Принимая во внимание существование инцест-табу, можно полагать, что они, вероятно, спаривались где-то на стороне, либо в семейной группе произошла смена взрослого самца. Формирование полигамных семей в разгар репродуктивного сезона также можно объяснить постнатальной филопатрией.

Обловы 16 нор в осенний период показали, что в двух из них присутствовало по паре размножавшихся самок, в 11 норах — по одной взрослой самке, а в трех других размножавшиеся самки вообще отсутствовали. Лишь в пяти из 13 семейных групп у взрослых самцов обнаружены увеличенные семенники. Каждую из трех нор, где отсутствовали взрослые самки, занимала пара самцов (перезимовавший и родившийся в текущем году).

В целом, для китайской полевки характерен ярко выраженный консерватизм в использовании пространства, выражающийся в высокой степени оседлости и низких темпах восстановления численности.

Судьбу молодняка у китайской полевки можно представить следующим образом. По окончании периода молочного вскармливания все детеныши остаются в родительской норе еще 20Ю дней, и за это время взрослая самка успевает выкормить еще 1-2 выводка. Затем следует расселение молодых самцов, и каждый из них находит себе пару. Молодые самки остаются в составе семейной группы и принимают участие в воспитании младших братьей и сестер. Благодаря филопатрии, они получают возможность унаследовать родительскую нору и избежать риска, связанного с расселением. Однако эта возможность реализуется лишь в том случае, если в семье происходит смена взрослого самца-производителя. Некоторые самки, достигшие половой зрелости и не получившие возможности обзавестись потомством в родительской норе, расселяются.

Наблюдения за семейными группами в лабораторных условиях показывают, что внутрисемейные отношения отличаются дружелюбием: за 250 часов наблюдений не зарегистрировано ни одного агрессивного контакта. Взрослая пара до 76% времени проводит в одном гнезде. В период выкармливания детенышей самец находится в гнезде столько же времени, сколько и самка, проявляет активную заботу о потомстве, обогревая и вылизывая детенышей.