Рыжая (лесная) полёвка: поведение. Рыжая (лесная) полёвка, европейская рыжая полёвка, Вид: Clethrionomys (=Myodes) glareolus Schreber = Рыжая (лесная) полёвка, европейская рыжая полёвка, лесные полевки = Clethrionomys Tilesius, 1850

Рыжая (лесная) полёвка: поведение

Вид: Clethrionomys glareolus = Рыжая (лесная) полёвка

Читать: Рыжая (лесная) полёвка, европейская рыжая полёвкаФото

Рыжая полевка, Clethrionomys glareolus, широко распространена в лесах Европы и Западной Сибири. В репродуктивный период (с конца марта до середины октября) взрослые самки этого вида живут преимущественно оседло и занимают обособленные участки обитания. Взрослые самцы в сезон размножения наиболее подвижны, их участки широко перекрываются между собой, а также с участками обитания взрослых самок.

В сезон размножения участки обитания самок занимают площадь от 33 до 1323 м2, а участки самцов — от 83 до 3260 м2. Отмечены сезонные измене-11ия размером участков обитания с увеличением их площади от весны к лету: у самок средние значения составляли в апреле 147 м2, в июле 387 м2; у самцов, соответственно, 516 и 1800 м2. В целом, размеры участков обитания самцов в репродуктивный период в 2-3 раза превышают размеры участков самок. По завершении сезона размножения площадь участков самцов существенно сокращается (в среднем до 59 м2), тогда как у самок остается приблизительно той же (в среднем 191 м2). Выявлена положительная корреляция размеров участка обитания самки с величиной ее выводка.

С началом весеннего размножения площадь участков обитания взрослых особей существенно увеличивается. Так, по наблюдениям в Московской области, в феврале средняя площадь участков составляла 750 м2, а в апреле возросла до 2250 м2.

Взрослые особи, как правило, живут оседло — смещение центров их активности за сезон размножения не превышает 15-20 м у самок и 3040 м у самцов, что значительно меньше линейных размеров участков обитания. Оседлый образ жизни характерен для этого вида и в зимний период, а также в начале весны.

Один из примеров распределения участков обитания взрослых самок в сезон размножения показан на рис. 3.1.3.1. Доля перекрывания их участков была невелика и не превышала 10%. По другим данным, доля совместно используемой площади участков взрослых самок в условиях разной плотности населения может варьировать от 12 до 18%.

Слабое перекрывание участков самок указывает на высокую степень их монополизации, которая обеспечивается активной охраной территории: самки агрессивно реагируют не только на других взрослых особей своего пола, но и на самцов, за исключением кратковременных периодов эструса.

Пространственное размещение участков обитания взрослых самцов к репродуктивный период характеризуется иными особенностями. В связи с высокой подвижностью особей этого пола, их участки обитания широко перекрываются между собой и накладываются па у'шс тки нескольких самок. Как показывают наблюдения, каждый взрослый самец некоторое время держится на участке одной взрослой самки, а затем переходит к следующей, последовательно перемещаясь, таким образом, из одного локуса в другой в пределах своего обширного участка обитания. Собственная гнездовая нора самца располагается отдельно от гнездовых нор самок. Подобная стратегия поведения обеспечивает самцам возможность спариваться с наибольшим числом самок. В период спариваний на участке одной рецептивной самки одновременно собираются 3-4 самца, а при высокой плотности населения — до 12 самцов.

Исход взаимодействий между самцами позволяет судить об их иерархическом статусе. Во многих случаях, если самка находится на участке одного из самцов, он преследует других особей своего пола, защищая, тем самым, "право" на обладание самкой. В связи с этим правомерно говорить о территориальном поведении особей этого пола, однако они охраняют не весь участок обитания, а лишь часть территории, где в данный момент находится самка. Установлено, что иерархический статус самца, определяемый по числу побед в схватках с соперниками, не влияет на его репродуктивный успех, оцениваемый по числу копуляций. Доминирующий самец активно преследует своих конкурентов и в связи с этим вынужденно покидает самку на довольно продолжительный период времени (до получаса). В его отсутствие с самкой могут спариваться низкоранговые самцы.

Самка спаривается с самцами, собравшимися на ее участке, в течение 2-3 дней. Позднее она изгоняет самцов со своей гнездовой территории, и они отправляются на поиски другой рецептивной самки.

Читать дальше: Рыжая (лесная) полёвка: поведение