Зимовка, хатки ондатры. Ондатра - самая большая полевка. Ондатра, мускусная крыса. Ondatra zibethica Linnaeus, 1766 = Ондатра, мускусная крыса

Вид: Ondatra zibethica = Ондатра, мускусная крыса

Ондатра, мускусная крыса

Семейство: Cricetidae Rochebrune, 1883 = Хомяковые, хомяки

Род: Ondatra Link, 1795 = Ондатры, мускусные крысы

Вид: Ondatra zibethica Linnaeus, 1766 = Ондатра, мускусная крысаа

Ондатра, мускусная крыса

Читать: Ондатра - методы учета

...В зимнее время в семейных хатках некоторые камеры используются как кладовые, в которые запасливые хозяева складывают корневища тростника, столоны роголистника или какие-либо другие запасы. Хатки ондатр оборудованы очень неплохой вентиляционной системой. От гнездовой камеры отходит несколько боковых ходов, оканчивающихся не выходом, а тонкой (5–10 см) крышей, через которую и происходит необходимое проветривание

Кроме жилых хаток строит ондатра и кормовые, меньшие по размерам и без гнездовой камеры. Чаще всего эти хатки используются зверьками в качестве столовых.

В тех местах, где есть высокие берега, ондатры роют довольно внушительные норы. Они тоже устроены по бобровому принципу: вход под водой, затем тоннель, поднимающийся вверх, гнездовая камера, которая находится гораздо выше уровня воды и, как правило, устраивается под защитой корней деревьев и кустарников. Выстлана гнездовая камера мягкой подстилкой из измельченной сухой травы.

Сложные многоярусные норы могут иметь и по 2–3 гнездовые камеры, устроенные с расчетом на разные жизненные ситуации. Например, весной при сильном половодье нижние камеры может затопить, и тогда зверек перебирается на «верхние этажи».

Такие норы, представляющие собой сложный комплекс большого числа ходов и камер и заселенные круглый год, называются «семейными». Помимо них могут быть более простые «зимние», состоящие из одного хода и камеры. Их, как правило, устраивают молодые ондатры, осенью покинувшие родительский кров. Наконец, зверьки могут устраивать и совсем простые кормовые норы – столовые.

Иногда ондатра не устраивает сложных нор и хаток, а довольствуется простым гнездом. Гнезда устраиваются летом или, наоборот, в зимнее время, если водоем, в котором обитает зверек, промерзает насквозь, и тогда ему приходится мастерить себе убежище под снегом из «подручного» материала. Ведь ондатра зимой ведет весьма активную жизнь, прокладывая под снегом ходы или плавая подо льдом и пробивая себе для дыхания специальные лунки – «продухи».

Плавает ондатра великолепно, а ныряя, может оставаться под водой до 12 минут.

С наступлением весны у ондатр наступает самый «нервный» период жизни – время брачных игр. Первые попытки ухаживания самцов за самками начинаются сразу же после того, как зверьки выходят из зимних убежищ на весеннее солнышко. В этот период ондатры сильно возбуждаются, издают характерный мускусный запах и с громким писком преследуют друг друга. Спариваются зверьки на суше или в мелкой воде, а после спаривания вместе купаются и затем отдыхают. Через 25–26 дней после спаривания самка рожает 6–7 беззубых слепых детенышей, каждый из которых весит около 20 г.

Ондатры – отличные родители. Самка всячески оберегает свое потомство, а самец, забывая о собственных нуждах, тащит в дом огромное количество корма, чтобы семья не голодала. На 3–5-й день у ондатрят прорезаются яркие беленькие зубки. Через две недели они становятся кремовыми, а затем ярко-желтыми и коричневыми. В возрасте 13 дней малыши прозревают и начинают понемногу ходить. В возрасте 18 дней детеныши ондатры «чакают» – скрежещут зубами (сигнал угрозы для возможного противника) и могут серьезно укусить. В это же время зверьки начинают самостоятельно выходить из убежища, принимать ванны и пробовать обычную пищу – хотя и продолжают еще получать молоко от матери. Окончательно на самостоятельное питание молодые ондатры переходят примерно в месячном возрасте. Тогда же они уже вполне способны выстроить себе убежище и начать создавать запасы. Но и после этого забот у родителей-ондатр хватает надолго. Если климат подходящий, то самка за сезон приносит до трех выводков и хатка превращается в настоящий детский сад с разновозрастными группами....

Читать дальше: : Ондатра, мускусная крыса

Данная статья была опубликована в № 20/2003 газеты "Биология" издательского дома "Первое сентября".