Кайбабская белка или Белка Аберта = Sciurus kaibabensis. Белки, белка. Род: Sciurus Linnaeus, 1758 = Белки, Sciuridae Gray, 1821 = Беличьи, Белки

Кайбабская белка или Белка Аберта

Кайбабская белка или Белка Аберта = Sciurus aberti kaibabensis

Кайбабская белка, которая так восхищает посетителей северной части национального парка Гранд-Каньон в северной Аризоне, представляет собой или подвид, или самостоятельный вид, обособившийся от обычной североамериканской белки 5. aberti, обитающей в южной части парка и прилегающих районах этого штата, известного своими большими пустынями и лесами.Отделяет североамериканскую белку, с ее темным хвостом, от северного подвида сам Гранд-Каньон (глубина полторы тысячи метров) уже на протяжении более миллиона лет, с тех самых пор, когда этот великий разлом был углублен рекой Колорадо настолько, чтобы стать неодолимым препятствием для белок. Представляет ли кайбабская белка самостоятельный вид или нет, внешне она теперь очень сильно отличается от своей родственницы, живущей в пятнадцати километрах от нее, по ту сторону самого грандиозного в мире ущелья.

Род древесных белок, Sciurus, содержит по крайней мере тридцать семь видов, распространенных по всему миру, от тропиков до умеренных широт.

Кайбабская белка примерно такой же величины, как обычная серая белка, или немного больше. Спина у нее темного серого с проседью цвета с рыжевато-бурым оттенком от плеч до хвоста. Нижние части тела черные. На ушах торчащие черные кисточки. Большой пушистый хвост в отличие от ее родственницы по ту сторону каньона белого цвета с чуть приметной, проходящей посередине сероватой полоской.

Обитает она только на плато Кайбаб на северной стороне Гранд-Каньона на площади примерно 50 на 70 километров, в пределах национального парка или на территории Кайбабского государственного леса Аризоны с участками желтой сосны и Дуба Гамбеля. В этих местах животное находится под защитой закона уже много лет.

Питается белка почти исключительно камбием желтой сосны, так что существование ее тесно связано с этим деревом. По мнению некоторых специалистов, противопожарная охрана на плато Кайбаб многие годы была такой эффективной, что за это время ухудшился древостой сосны,— интересный пример того, к каким неожиданным результатам может привести усиленная охрана. Среди других причин, способствующих сокращению численности зверька,— болезни и значительное число несчастных случаев от оживленного движения на дорогах, пересекающих этот район.

От года к году число белок меняется, и причины этого для нас не совсем ясны. По мнению доктора Джозефа Холла, в течение пяти лет специально изучавшего эту белку, численность ее достигала высшей точки тридцать лет назад, а теперь она ниже, чем была за последние пятьдесят лет. Однако Служба охоты и рыболовства Аризоны считает, что численность зверька в настоящее время (она оценивается примерно в 1000 особей) оптимальна для такого ограниченного ареала и что виду не грозит опасность исчезновения. Чтобы определить, какое же из этих двух мнений заслуживает большего внимания, потребуются, несомненно, дальнейшие исследования.