Чёрная белка: поведение. Лисья (черная) белка = Sciurus niger cinereus. Белки, белка. Род: Sciurus Linnaeus, 1758 = Белки, Sciuridae Gray, 1821 = Беличьи, Белки

Чёрная белка: поведение

Семейство: Sciuridae Gray, 1821 =Беличьи

Род: Sciurus Linnaeus, 1758 = Белки

Вид: Sciurus niger Linnaeus = Чёрная [лисья] белка

Лисья (черная) белка = Sciurus niger cinereus

Читать: Чёрная белка

Черная белка, Sciurus niger, обитает в центральных и восточных районах США. Пик размножения в популяциях этого вида приходится на январь-март. Беременные самки встречаются с февраля по апрель. Среднее число детенышей в выводках в разных популяциях варьирует от 3.2 до 3.7.

Пространственную структуру поселений и социальную организацию этого вида изучали в 1970-1973 гг. в штате Иллинойс путем визуальных наблюдений за зверьками, населяющими участок дубравы площадью 6.8 га, размеченный на квадраты 15x15 м. Дополнительно проводили наблюдения за взрослыми особями, помещенными в вольеру площадью 2.7 га.

Исследование показало, что у взрослых особей отсутствует охрана территории, и каждый зверек занимает индивидуальный участок обитания, который значительно перекрывается с участками обитания особей-соседей. Самцы располагают значительно большими участками обитания (их площадь составляет в среднем 1.54 га) в сравнении с самками (в среднем 0.85 га). В репродуктивный период участки самцов, принимавших участие в размножении, были намного крупнее участков неразмножавших-ся самцов (соответственно, 1.92 и 1.15 га). Степень перекрывания соседних участков у самцов существенно выше, чем у самок.

В период размножения зарегистрированы, в основном, агонистичес-кие взаимодействия между взрослыми особями, в том числе схватки, преследование и избегание контактов с партнерами. Преобладающей формой взаимодействий были преследования (и=159), тогда как схватки отмечены в единичных случаях (я=4). Доминантами считали самцов, которые преследовали своих партнеров, но не подвергались преследованиям с их стороны.

Максимальное число агрессивных контактов отмечено поздней осенью, зимой и в начале весны (с ноября по март). Самцы-доминанты сохраняли нысокий иерархический статус на протяжении всего периода исследований. Агонистические взаимодействия между самцами с перекрывающимися участками обитания возникали в период обострения конкурентных отношений. Большая часть преследований отмечена в сезон спариваний, когда самцы собирались группами и конкурировали друг с другом за доступ к самкам, находящимся в эструсе. Иерархический ранг самца устанавливали в зависимости от того, преследовал ли он других самцов или сам был объектом преследований.

Так, наблюдения за одной из группировок показали, что доминирующий самец (№ 6) преследовал всех самцов более низкого ранга, оказавшихся на участке рецептивной самки. Однако пока он был увлечен преследованием одного из низкоранговых самцов, другие самцы могли приблизиться к самке и спариться с ней. Тем не менее, число контактов с рецептивной самкой, равно как и число спариваний, зависело от ранга самцов, и наиболее успешным был самец-доминант № 6.

Самки редко общались друг с другом, и иерархия доминирования среди них не выявлена. В агонистических взаимодействиях разнополых особей самцы старше 4 лет одерживали верх над самками, а самки того же возраста доминировали над молодыми самцами. Прочные парные связи отсутствовали, и регулярные контакты самцов с самками отмечены только в период спариваний. Самки выращивали детенышей без участия самцов. Расселение молодых зверьков происходило вскоре по окончании периода молочного вскармливания. Все расселяющиеся молодые особи покидали материнские участки и переходили к самостоятельному существованию.

О характере взаимодействий между особями разного пола и возраста можно судить по результатам наблюдений за мечеными зверьками, проведенных в 1986-1990 гг. в штате Канзас (США) в одном из парков площадью 4.2 га. В общей сложности зарегистрировано 315 взаимодействий взрослых особей (в среднем, 0.25 контакта за 1 час наблюдений), в том числе назо-назальные контакты, взаимные чистки, некоторые элементы ритуализованного агонистического поведения (в частности, боксирование), а также агрессивные контакты (преследования и схватки).

Во взаимодействиях между взрослыми особями преобладали агрессивные контакты, в особенности среди самок. В основном отмечены преследования, тогда как доля схваток была очень небольшой (1.4%).

Во взаимодействиях между взрослыми и молодыми особями также зарегистрированы преимущественно элементы агрессивного поведения, при этом взрослые самцы чаще преследовали молодых самцов, но не самок.

Частота миролюбивых взаимодействий самок была ниже теоретически ожидаемой, а у самцов, напротив, выше теоретически предсказанной. У взрослых особей подавляющее большинство этих взаимодействий (85.5%) зарегистрировано в те периоды, когда они находились внутри совместно используемого гнезда. Осенью, зимой и весной взрослые зверьки нередко собирались группами от двух до пяти особей в одном гнезде. В состав подавляющего большинства агрегаций (35 из 48, или 72.9%) входили только самцы. Самки преимущественно использовали гнезда поодиночке, и лишь в пяти случаях зарегистрировано совместное пребывание двух неродственных взрослых самок в одном гнезде. Полагают, что коммунальное использование гнезд в холодный период года выполняет терморегуляторную функцию.

Итак, для поселений черной бедки характерны слабо перекрывающиеся участки обитания самок, на которые накладываются значительно более крупные и существенно перекрывающиеся участки самцов, конкурирующих за самок в сезон размножения. Систему спаривания у черной белки можно отнести к полигинии или промискуитету. Среди самцов, конкурирующих за рецептивных самок, устанавливается иерархия доминирования, и высокоранговые самцы получают преимущество в спариваниях. Наряду с этим, на протяжении всего годичного цикла размножения у взрослых особей обострена конкуренция за кормовые ресурсы и убежища. В холодные периоды года (зимой и весной) формируются агрегации, состоящие преимущественно из самцов, которые занимают общие гнезда.