Каролинская белка: поведение. Sciurus griseus Ord = Серая белка. Род: Sciurus Linnaeus, 1758 = Белки, Sciuridae Gray, 1821 = Беличьи, Белки

Каролинская белка: поведение

Семейство:Sciuridae Gray, 1821 =Беличьи

Род:Sciurus Linnaeus, 1758 = Белки

Вид: Sciurus carolinensis = Каролинская белка

Читать: Каролинская белка

Каролинская белка, Sciurus carolinensis, широко распространена на юго-востоке Канады и восточной половине США. Беременные самки в популяциях этого вида встречаются с февраля по март. Среднее число детенышей в выводках составляет 2.7. Молодняк впервые выходит из гнезд на 52-61-й день, и в возрасте от 6 до 12 месяцев расселяется в поисках свободной территории. Большинство молодых особей (89.6%) остается в том же поселении, где родились, причем у молодых самок хорошо выражена филопатрия, и большинство из них обосновывается вблизи материнских участков. Молодняк достигает половой зрелости в возрасте 11-15 месяцев.

Пространственно-этологическую структуру поселений Каролинской белки изучали в 1974-1975 гг. в провинции Онтарио, Канада. Наблюдения проводили за индивидуально мечеными зверьками, населяющими участок леса площадью 28.7 га. В общей сложности под наблюдением находились 127 особей в 1974 г. и 125 особей в 1975 г. (соотношение полов — 1:1), Исследование показало, что взрослые самки занимают индивидуальные участки обитания, площадь которых слабо меняется по сезонам года: в среднем 1.3±0.1 га летом и 1.5±0.2 га зимой (некоторое увеличение до 2.0±0.2 га отмечается весной). Взрослые самцы занимают индивидуальные участки значительно большей площади: летом — 8.8±3.0 га, зимой — 5.7±1.0 га. У молодых особей участки обитания значительно меньше (в среднем 1.1±0.2 га), и максимальных размеров они достигают, когда молодняку исполняется 31 месяца. Самцы во всех возрастных группах и во все сезоны года занимают участки обитания значительно большей площади в сравнении с самками. По достижении максимальной площади участок обитания не меняет ни своих размеров, ни расположения на протяжении всей жизни зверька.

Сходные, хотя и меньшие, оценки получены ранее в других исследованиях, где размеры участков обитания взрослых особей оценивали путем повторных отловов на площадках мечения и с использованием радиотелеметрии. Согласно этим данным, самцы занимали крупные участки обитания, площадь которых составляла в среднем 0.53-0.76 га, участки самок были существенно меньше — в среднем 0.40-0.48 га, а у неполовозрелых особей — 0.36-0.45 га.

Взаимное расположение индивидуальных участков обычно таково, что они значительно перекрываются. В результате формируются достаточно плотные агрегации, в которых любая взрослая особь, независимо от ее пола и возраста, может занимать центральное положение (как, например, самец № 1, участок которого на рисунке выделен жирным контуром). В пределах индивидуального участка любой особи невозможно выделить какую-либо часть, которую она использовала бы абсолютно монопольно. Во время кормежки зверьки беспрепятственно передвигаются по участкам ближайших соседей. Некоторые различия в степени перекрывания соседних участков объясняются, скорее всего, характеристиками биотопов (например, мозаичностью распределения кормов и убежищ). В некоторых популяциях у кормящих самок отмечена охрана "ядра" участка. Сезонных вариаций в системе использования пространства у каролинской белки не обнаружено.

Состав агрегаций в поселениях каролинской белки определяется исключительно числом особей с взаимно перекрывающимися участками обитания, при этом никаких ограничений, связанных с полом или возрастом зверьков, не обнаружено. Агрессивные взаимодействия между особями, принадлежащими к одной агрегации, могут происходить в любой части их участков обитания. При этом одна и та же особь может в одних случаях быть победителем в схватках, а в других — терпеть поражение на своем же участке обитания.

За весь период исследований (3290 часов наблюдений) зарегистрировано 530 агонистических взаимодействий (большинство из них преследования). За период с 1 июня 1974 г. по 1 июня 1975 г. зафиксировано 410 агрессивных контактов, при этом в агрессивные конфликты были вовлечены самцы и самки всех возрастных категорий. Особи, относящиеся к старшей возрастной группе, как правило, доминировали над молодыми зверьками.

Частота агрессивных взаимодействий снижалась до минимума в зимние месяцы. В другое время года отмечено несколько периодов резкого увеличения частоты конфликтов (рис. 3.2.5), которые совпадали с весенней (апрель-май) и осенней (сентябрь-октябрь) миграцией взрослых особей, а также с осенним (ноябрь-декабрь) расселением молодняка, рожденного летом. Мигрирующие зверьки уступали оседлым особям в подавляющем большинстве случаев (84.8%). Расселяющиеся молодые мигранты, как правило (в 97.1% случаев), терпели поражение во взаимодействиях с особями-резидентами, но в более чем половине случаев (58.3%) одерживали верх над взрослыми мигрантами.

О характере взаимодействий между особями разного пола и возраста можно судить по результатам другого исследования в котором зарегистрировано 900 взаимодействий среди взрослых особей (в среднем, 0.71 контакта за 1 час наблюдений), в том числе миролюбивые (назо-назальные контакты и взаимные чистки), ритуализованные агонис-гические (в частности, боксирование) и агрессивные (преследования и схватки).

Во взаимодействиях между взрослыми особями преобладали элементы агрессивного поведения (в основном, преследования). Отношение взрослых особей к молодым также было преимущественно агрессивным, при этом взрослые самцы преследовали молодых самцов чаще, чем молодых самок.

В составе агрегаций насчитывалось от 2 до 9 особей, занимающих одно общее гнездо, при этом и самцы, и самки старались объединиться с особями своего пола. Миролюбивые взаимодействия отмечены, прежде всего, между теми зверьками, которые совместно использовали одно гнездо.

Анализ состава агрегаций, включающих только самок, показал, что родственные особи этого пола объединялись в 82.7% случаев. Лишь в 9 из 52 обследованных агрегаций, состоящих из самок, обнаружены неродственные зверьки. Самые крупные агрегации отмечены осенью и зимой, т.е. в наиболее холодное время года.

У расселяющихся молодых самок хорошо выражена филопатрия: из 43 особей, отловленных в возрасте около месяца, 16 (37%) оставались в пределах материнских участков в течение года и трех месяцев, тогда как 32 из 34 молодых самцов (94%) покинули материнские участки.

В агрегациях, состоящих из родственных самок (самка с взрослыми дочерьми либо сибсы), доля миролюбивых взаимодействий была высокой. Напротив, в агрегациях, состоящих из неродственных самок, преобладали агонистические контакты.

Судя по характеру взаимодействий между взрослыми особями, охрана территории у них отсутствует. Вместе с тем, исход конфликтов указывает на существование возрастной иерархии, в которой особи старшего возраста доминируют над младшими, а самцы, как правило, доминируют над самками. Доминирование проявляется в виде преследования партнера, а подчинение — в виде избегания контактов. Взаимоотношения между особями-резидентами, основанные на подобной иерархии, остаются стабильными на протяжении годового репродуктивного цикла.

Миролюбивые взаимодействия между особями противоположного пола вне периода гона редки и ограничиваются, преимущественно, чистками самок, инициаторами которых выступают самцы.

Эструс у самок длится около суток, и спаривание с самцом происходит лишь один или два раза. Самцы в период гона (декабрь) активно преследуют особей противоположного пола, причем нередко несколько самцов ухаживают за одной самкой. В одном из поселений насчитывалось 18 взрослых самцов, и у четырех из них, наиболее высокоранговых, зарегистрировано подавляющее большинство (65%) сексуальных контактов с самками. Следовательно, самцы, обладающие высоким социальным статусом, несомненно, получают преимущество в спариваниях. В целом, систему спаривания у Каролинской белки можно обозначить как полигинию или промискуитет с проявлением иерархии доминирования среди самцов, конкурирующих за самок.

Пространственно-этологическую структуру поселений каролинской белки можно обрисовать следующим образом. Каждая особь занимает постоянный участок обитания, расположение которого остается почти неизменным на протяжении всей ее жизни. Часть участка взрослой особи перекрывается с участками нескольких соседей, так что образуются группировки (агрегации) наиболее близко знакомых особей, у которых складываются отношения, проявляющиеся в форме иерархии доминирования. Частота агрессивных взаимодействий между особями-соседями невелика (в основном, благодаря постоянству состава агрегаций), и каждая особь полностью свободна в перемещениях по своему участку обитания, в том числе в зоне перекрывания с соседними участками. Взаимоотношения между особями в агрегациях в определенной степени зависят от их пола и возраста. При изменении состава группировки, объединяющей ближайших соседей, сложившаяся система взаимоотношений перестраивается. Молодые зверьки, рожденные в локальном поселении, получают больше шансов войти в состав размножающейся группировки (агрегации) в сравнении с пришлыми взрослыми особями (мигрантами). У молодых самок хорошо выражена филопатрия, тогда как молодые самцы расселяются далеко за пределы материнского участка. Агрессивность особей-резидентов по отношению к мигрантам и подросшим молодым самцам можно рассматривать в качестве поведенческого механизма, регулирующего плотность населения. В осенне-зимний период формируются агрегации, состоящие преимущественно из особей одного пола, занимающих одно общее гнездо. Образование таких агрегаций рассматривается как адаптация вида к низким зимним температурам.