Курганчиковая мышь: поведение. Mus hortulanus Nordmann, 1840 (? = spicilegus Petenyi, 1882) = Курганчиковая мышь. Домовая мышь, Muridae Gray, 1821 = Мышиные, Mus musculus Linnaeus, Домовая мышь, Биология, поведение, питание, размножение, убежища, враги, корм, норы

Вид: Mus hortulanus (= spicilegus) = Курганчиковая мышь

Вид: Mus hortulanus Nordmann, 1840 (= spicilegus Petenyi, 1882) = Курганчиковая мышь

Читать: Мышь курганчиковая

Среди свободноживущих видов семейно-групповой образ жизни с отсроченным расселением молодняка свойствен курганчиковой мыши, Mus specilegus.

Курганчиковая мышь распространена в лесостепной и степной зоне на юге Европейской части России, в Молдавии, Украине, Румынии. Размножение у этого вида, как правило, сезонное — с апреля по ноябрь. Беременность длится от 18 до 24 дней (в среднем 20 дней), число эмбрионов варьирует от 4 до 10, и в среднем составляет 6.9; максимальное число выводков, приносимых одной самкой за сезон размножения, достигает 7 (Наумов, 1940). В годовом репродуктивном цикле курганчиковой мыши можно выделить два периода: весенне-летний (период размножения) и осенне-зимний, когда особи не размножаются и живут в так называемых курганчиках с запасами корма. Весной часть перезимовавших особей выселяется из курганчиков в относительно просто устроенные летние норы, но значительная часть курганчиков (приблизительно 50-60%) заселена и в летнее время, при этом число их обитателей составляет значительную величину — до 23 особей, в том числе и молодые зверьки.

В летний период участки обитания взрослых и молодых особей имеют приблизительно одинаковые размеры (половые различия также отсутствуют) и занимают площадь в среднем 200-260 м2. Размеры участка обитания в определенной степени зависят от выращиваемых на полях злаковых культур, которые используются курганчиковой мышью как источник корма. Обнаруживается также зависимость площади участка обитания от плотности популяции: в годы депрессии участки обитания были сравнительно небольшими (в среднем 150 м2), а на подъеме численности значительно увеличивались в размерах (в среднем до 260 м2).

Исследования, проведенные в Молдавии, свидетельствуют, что в весенне-летний период в открытых стациях (в частности, на полях, засеянных озимой пшеницей) формируются сложные семейные группы, в состав которых входит взрослый самец и 2-3 самки. Площадь территории самца достигает 700

м2, а самки занимают гнездовые участки меньшей площади 200 500 м2; у беременных и кормящих самок участки обитания сокращаются и еще большей степени (150-380 м2). Участки обитания особей-соседей значительно перекрываются, однако точных данных о степени перекрывания, к сожалению, нет.

Более подробные сведения о пространственно-этологической структуре поселений курганчиковой мыши в весенне-летний период отсутствуют.

После прекращения размножения (обычно это совпадает с периодом созревания семян злаков) зверьки приступают к сооружению зимних убежищ (курганчиков). Подготовкой курганчиков занимаются, как правило, сеголетки в возрасте 3-6 недель, поскольку большинство взрослых, перезимовавших особей к этому времени погибает. В период сооружения зимних убежищ молодые зверьки остаются в летних норах. Готовые к заселению курганчики представляют собой сложенные холмиком запасы семян и вегетативных частей растений (с диаметром основания до 4 м и высотой до 80 см), присыпанные слоем грунта толщиной 5— 10 см. В некоторых случаях под грунтом обнаруживается слой сухих листьев. Под каждым курганчиком располагается сложная система ходов и, как правило, одна гнездовая камера.

Размер участка, на котором зверьки запасают корм при сооружении курганчика, можно определить по общей длине тропинок, достигающей 40-50 м; минимальный радиус кормового участка составляет 5 м. Участок, ограниченный тропинками, имеет сложную конфигурацию, и площадь его достигает 140 м2.

По данным других авторов, размеры участков обитания самцов варьируют от 370 до 700 м2, а у самок — от 200 до 500 м2; участки особей-соседей могут частично перекрываться.

Население курганчика чаще всего состоит из 4-6 особей (вариации — от 3 до 14). В состав группировки входят одна или две пары взрослых особей и их потомство. Каждый курганчик, по-видимому, населяет одна семейная группа. К весне зверьки устраивают дополнительные гнездовые камеры, в которых появляется на свет новое потомство. С началом весеннего размножения перезимовавший в курганчиках молодняк расселяется.

Современные цитогенетические исследования показывают, что молодые зверьки, населяющие курганчик летом и осенью, находятся в близком родстве. Родственные особи составляют основу и зимовочных группировок, которые остаются в курганчике до весны.

Для изучения социального поведения курганчиковой мыши проведены две серии наблюдений. В первой серии экспериментов наблюдали за четырьмя группами, в состав которых входили по 4 незнакомых особи (2 самца и 2 самки). Каждую группу помещали в сетчатую клетку размером 100x100x30 см с несколькими укрытиями, кормушкой и поилкой. Во второй серии наблюдали за двумя семейными группами зверьков, отловленных в природе при раскопках курганчиков. Их поместили в выгородки площадью около 20 м2 с несколькими фанерными гнездовыми домиками, кормушками и поилками. В состав первой группы входили 4 самца и 3 самки, в состав второй — 2 самца и 3 самки.

Наблюдения за группами незнакомых особей, помещенных в сетчатые клетки, показали, что в первые сутки (иногда в течение 2-3 суток) происходили частые агрессивные взаимодействия, в результате которых установилась иерархия доминирования. Ранг каждого зверька определяли по соотношению числа побед и поражений. Один из пары самцов занимал доминирующее положение, другой — подчиненное. Впоследствии частота агрессивных взаимодействий снижалась и стабилизировалась на определенном уровне. Агрессивные взаимодействия между самками были столь интенсивными, что привели к гибели одной из двух самок в двух группах в течение нескольких дней. Лишь в одной из четырех групп частота агрессивных взаимодействий была низкой, и это объяснялось тем, что все особы были выловлены из одного курганчика и, по-видимому, находились в родственных отношениях.

Размножение в группировках, состоящих из незнакомых особей, началось, когда в каждой клетке осталась только одна пара зверьков.

Наблюдения за семейными группами показали, что взаимодействия зверьков были миролюбивыми, и иерархия доминирования отсутствовала. Все члены семейной группы занимали одно общее гнездо. Отчетливо выраженные социальные роли в поведении особей не проявлялись. При подсадке "чужаков" все члены группы активно их преследовали.

Результаты проведенных наблюдений вполне согласуются с семейно-групповым образом жизни этого вида. Население каждого курганчика представляет собой семейную группу, в состав которой обычно входят один или два выводка молодых зверьков, а в ряде случаев к ним добавляется пара особей-родителей либо один из основателей семьи. Весной происходит расселение перезимовавших зверьков, которые образуют новые семейные пары или более сложные семейные группы, занимают просто устроенные летние норы и приступают к размножению. Перекрывание участков обитания взрослых особей одного пола в летний период указывает на отсутствие охраны территории. С этим согласуются и экспериментальные данные, согласно которым степень агрессивности взрослых особей меняется по сезонам года, и, соответственно, роль агрессивного поведения в поддержании пространственно-этологической структуры на разных фазах годового цикла может быть различной. Существование прочных парных связей подтверждается и экспериментальными данными, свидетельствующими, в частности, о том, что самки в состоянии эструса предпочитают спариваться со знакомым половым партнером, а незнакомых самцов избегают).

Система спаривания у курганчиковой мыши, по-видимому, моногамная (возможна также и ограниченная полигиния). Сведения о проявлении родительской заботы у самцов отсутствуют.

Таким образом, элементарными внутрипопуляционными группировками в поселениях курганчиковой мыши являются простые или сложные семейные группы, занимающие в летний период неохраняемые участки обитания, а зимой — курганчики с запасами кормов. Расселение молодняка задерживается до весны. В связи с высоким уровнем смертности не все взрослые особи доживают до осени, и некоторые семейные группы, занимающие курганчики, становятся неполными (в них остаются только сеголетки). Весной перезимовавшие зверьки расселяются с образованием новых семейных пар. Иерархия доминирования в семейных группах не выражена, взаимодействия между членами группы можно охарактеризовать как толерантные и миролюбивые, с отсутствием ярко выраженных поведенческих ролей. Интеграционное поведение проявляется в кооперации при запасании кормов и строительстве курганчиков.