Готтентотский пескорой. Вид: Cryptomys hottentotus = Готтентотский пескорой. Готтентотский пескорой, Дамаралендский голый землекоп. Bathyergidae Waterhouse, 1841 = Землекоповые, Голые землекопы

Вид: Cryptomys hottentotus = Готтентотский пескорой

Вид: Cryptomys hottentotus = Готтентотский пескорой

Готтентотский пескорой, Cryptomys hottentotus, распространен в степных и пустынных районах Центральной и Южной Африки и предпочитает песчаные биотопы. Число самцов в популяциях этого вида превышает число самок (соотношение полов равно 1.3:1.0). Размножение круглогодичное. Беременность длится от 12 до 16 недель (в среднем 14 недель), при этом ее продолжительность находится в обратной зависимости от числа эмбрионов. Самки ежегодно приносят до двух выводков, в каждом из которых насчитывается от 1 до 3 детенышей (в среднем — 2.17). Период лактации длится 10-15 недель (в среднем 12 недель). Смертность среди молодняка достигает 30%. В неволе взрослые особи доживают до 8 лет, и самки остаются фертильными на протяжении всей жизни.

Семейные группировки этого вида состоят, как правило, из пары взрослых особей и нескольких выводков разного возраста (в общей сложности до 12 особей). Установить точный состав семей удается не всегда, поскольку часть особей при отловах остается в норах. Судя по результатам исследования, проведенного в Южной Родезии, в некоторых семейных группах отсутствовали взрослый самец или самка, а в состав одной из семей входили два взрослых самца.

Сложно устроенные норы этого вида нередко располагаются в термитниках, причем гнездовая камера находится выше уровня земли и, благодаря этому, не заливается водой в сезон дождей. Подземные ходы в каждой норе широко расходятся во всех направлениях и пересекаются с подземными коммуникациями соседних семейных групп, так что установить границы между ними не представляется возможным.

Молодые особи, выловленные из одной норы и помещенные в общую клетку, росли очень медленно и не размножались. Если же зверьков рассаживали по парам в отдельные клетки, их рост ускорялся, и через соответствующее время у самок появлялся приплод. Каждая пара занимала одно общее гнездо, и взаимодействия между партнерами во всех случаях оставались миролюбивыми. Если пара не размножалась в течение года, смена половых партнеров способствовала благополучному появлению потомства.

При содержании в общей клетке с особями-родителями молодняк не размножается даже в зрелом возрасте. Молодые самки не спариваются ни с отцом, ни с братьями, равно как и молодые самцы не спариваются с матерью. Как показывают экспериментальные исследования, запаховые стимулы особей-родителей, особенно кормящей самки, подавляют репродуктивные функции молодняка.

Все члены семейной группы агрессивно реагируют на "чужаков" своего пола, при этом уровень агрессивности самок, особенно беременных и кормящих, более высок, чем у самцов. Взаимодействия последних с "чужаками" были в значительной степени ритуализованными. Однако чужие детеныши могут успешно войти в состав сформировавшейся семейной группы.

В зависимости от массы тела, окраски шерстного покрова и выполнения внутригрупповых функций, членов семейной группы можно разделить на шесть категорий: (1) новорожденные (в возрасте до 10 дней), с массой тела от 6 до 11 г, постоянно находятся в гнезде и лишены шерстного покрова; (2) детеныши (в возрасте до 15 недель), вес которых достигает 34 г, имеют шерстный покров черного цвета; (3) полувзрослые особи (в возрасте от 12 до 24 недель) весят 45-55 г, покрыты шерсткой серовато-коричневого цвета и принимают участие в рытье подземных туннелей и доставке гнездового материала; (4) "помощники" (в возрасте старше 24 недель) весят от 50 до 60 г, покрыты шерсткой темно-коричневого цвета, проводят большую часть времени в гнезде, ухаживая за детенышами, доставляют корм в гнездо из подземных хранилищ и периодически участвуют в рытье подземных туннелей; (5) "рабочие" и "солдаты" (в возрасте от 25 до 37 недель) весят от 60 до 70 г, покрыты шерсткой светло-коричневого цвета, большую часть времени занимаются рытьем подземных туннелей, гнездостроением, доставкой корма в подземные хранилища, подготовкой новых гнездовых камер; (6) размножающаяся пара — самые крупные особи в семейной группе (возраст старше 1.5 года, вес самки достигает 116 г, вес самца — до 140 г), с шерстным покровом цвета светлой охры; большую часть времени проводят в гнезде.

Исследования, проведенные в Замбии, показали, что из 45 отловленных в природе особей, представляющих пять семейных групп, 29 (65%) относились к категории "рабочих" и "солдат", 15 (33%) — к "помощникам", и одна — к детенышам. Ни одна особь, относящаяся к категории размножающихся, в ловушки не попала.