Дамаралендский голый землекоп. Голый землекоп. Готтентотский пескорой, Дамаралендский голый землекоп. Bathyergidae Waterhouse, 1841 = Землекоповые, Голые землекопы

Вид: Дамаралендский голый землекоп

Вид: Cryptomys damarensis = Дамаралендский голый землекоп

Дамарский пескорой, Cryptomys (=Fukomys) darnarensis, распространен в засушливых регионах Юго-Западной и Центральной Африки. Размножение, как и у готтентотского пескороя, круглогодичное. Беременность длится от 11 до 13 недель дней, чаще всего 85-87 дней. Самки приносят до двух выводков в год, в каждом из которых бывает от 2 до 4 детенышей (в среднем 2.8). Молодые особи в возрасте около 6 недель становятся вполне самостоятельными, питаются твердой пищей и участвуют в рытье подземных ходов. Уровень смертности очень высок, и хотя взрослые особи доживают до 10 лет, ежегодная убыль в популяциях этого вида составляет в среднем около 30%.

В состав семейных групп входит в среднем 16 особей (максимально — до 41), в их числе — взрослая размножающаяся самка, один или два взрослых самца и несколько выводков неполовозрелых особей разного возраста. Масса тела взрослых зверьков достигает 208 г (в среднем 131 г), при этом половой диморфизм в размерах тела, в отличие от готтентотского пескороя, отсутствует.

Самка на последних стадиях беременности активно занимается устройством гнезда, и в этом ей помогают другие члены семейной группы. Они покидают гнездо лишь накануне родов. Никаких агрессивных действий со стороны беременной самки при этом не отмечено (Bennett, Jarvis, 1988).

Большинство молодых особей в семейной группе принадлежит к двум "кастам рабочих" (пассивных и активных), занимающихся, главным образом, рытьем и расчисткой подземных тоннелей и доставкой корма. Молодые и полувзрослые особи, в отличие от готтентотского пескороя, практически не заботятся о детенышах; в крайнем случае, они способны затащить детеныша в гнездо.

Доминирующее положение в семейной группе занимает взрослый самец (или один из двух взрослых самцов). Основатели семейной группы своим присутствием подавляют размножение молодых особей, однако последние сохраняют потенциальную возможность размножаться и реализуют ее при отсаживании в отдельную клетку. С самкой спаривается единственный взрослый самец или, как в некоторых семейных группах, два взрослых самца. У большинства других самцов, входящих в состав семейной группы, отмечается сперматогенез, но половое поведение не проявляется, и они не принимают никакого участия в ухаживании за взрослой самкой. У дочерних самок овуляция отсутствует из-за пониженной секреции гонадотропных гормонов. Фактически, в семейных группах этого вида проявляется инцест-табу, и размножение молодых зверьков (в случае выселения из семейной группы) возможно лишь при образовании пары с неродственной особью.

Распад семейных групп и расселение молодняка в большинстве случаев происходит только после гибели особей-основателей семьи. Более того, если это случается в сухой сезон, молодняк не расселяется до начала сезона дождей, пока увлажненная почва не станет более податливой для рытья.

Исследование, проведенное в 1986-1987 гг. в пустыне Калахари (Южная Африка) с использованием радиотелеметрии, показало, что семейная группировка из 20 особей (5 самок и 15 самцов) использовала сложную систему нор на площади около 13000 м2 (218x60 м). В пределах этого участка располагались пять кормовых зон и три гнездовые норы. Главная гнездовая нора (ГЗ) находилась между кормовыми зонами III, IV и V (рис. 5.9.2).

Основным источником корма служили клубни Acanthosicyos naudinianus. Это растение спорадично росло повсюду, и массовое скопление его клубней было обнаружено между кормовыми зонами I и П.

Всех особей в этой группировке можно было разделить на три возрастные категории: старшая — 8 самцов (весом 150-200 г), средняя — 2 самки и самец (весом 100-150 г) и младшая — 3 самки и 6 самцов (весом 80-100 г). Наблюдения в лабораторных условиях показали, что все зверьки демонстрировали подчиненное положение по отношению к самому крупному самцу (весом 197 г), который, по-видимому, был доминантом — основателем семьи. Среди самок не обнаружено ни одной репродуктивной особи, и это, возможно, объясняется тем, что удалось отловить не всех членов семейной группы, либо связано с гибелью единственной размножающейся самки (что наиболее вероятно). Зверьки младшей возрастной категории составляли "касту рабочих", тогда как большинство самцов из старшей возрастной категории (за исключением самца-доминанта) относились к "касте солдат" (охранников). Последние находились в разных гнездовых камерах. Подобное рассредоточение облегчает своевременное обнаружение "чужаков" или хищников.

Более подробные данные о социальном поведении дамарского пескороя получены при наблюдениях за шестью семейными группами, выловленными в природе и помещенными в искусственные сооружения, состоящие из нескольких пластиковых гнездовых камер, соединенных пластиковыми туннелями (Jacobs et al., 1991). В каждой семье насчитывалось от 12 до 25 особей. При анализе взаимодействий между членами семейной группы выявлено наличие линейной иерархии доминирования. Доминирующие особи инициировали такие акты, как атаки с укусами партнера, толчки головой, перелезание через партнера и некоторые другие. Для подчиненных особей характерны защитные позы, чистка партнера, опускание головы, подлеза-нис под партнера. Абсолютным доминантом в каждой семейной группе был самый крупный самец, спаривающийся с самкой, и размножающаяся пара занимала высшее положение в семейной иерархии. Неполовозрелые самцы занимали положение субдоминантов, а на самой низкой ступени иерархии находились неполовозрелые самки. Линейный характер иерархии доминирования служит свидетельством ее высокой стабильности.

Иерархический статус особей в семейных группах дамарского пескороя зависит, прежде всего, от их пола, и самцы, за некоторыми исключениями, обычно доминируют над самками. В социальной организации семейной группы важную роль играет чистка партнера, и порядок груминга служит показателем иерархического статуса: самец-доминант и размножающаяся самка всегда являются реципиентами при груминге и никогда не чистят других особей; соответственно, инициатор чистки всегда занимает подчиненное положение. Выдвинуто предположение, что груминг выполняет умиротворяющую функцию и подавляет агрессивность партнера.