Перуанская вискаша. Вид: Lagidium peruanum = Перуанская вискаша. Горные вискачи. Перуанская (горная) вискаша. Lagidium peruanum. Равнинный вискачи. Chinchillidae Thomas, 1896 = Шиншилловые, ШИНШИЛА, ВИСКАЧИ

Вид: Lagidium peruanum = Перуанская вискаша

Вид: Lagidium peruanum = Перуанская вискаша

Читать: Горные вискаши [вискачи]

Перуанская вискаша, Lagidium peruanum, распространенная в горных областях Перу, Боливии, Аргентины и Чили, предпочитает каменистые биотопы. В отличие от других представителей семейства Chinchillidae, этот вид ведет дневной образ жизни. По внешним признакам перуанская вискаша напоминает кролика с длинным хвостом. Взрослые самцы весят в среднем 1220 г, а взрослые самки — 1250 г. Половозрелыми самцы становятся в возрасте 7 месяцев при весе около 900 г. Самки той же весовой категории сразу приступают к размножению, если достигают необходимого веса в октябре, ноябре или декабре. Если же они набирают необходимый вес летом или в начале осени, размножение откладывается на более поздний сезон.

Период спариваний обычно начинается в середине октября. Самка вынашивает только одного детеныша, и беременность длится около 3 месяцев. За год каждая самка приносит 2-3 зрелых детенышей, способных сразу после рождения есть траву. Период молочного вскармливания длится около месяца. Детеныши относительно долго остаются вместе с матерью. Нередко в норе с самкой живут два детеныша, рожденных в разное время, при этом старший, наряду с младшим, может сосать молоко, хотя практически в нем не нуждается (Pearson, 1948).

Исследование, проведенное в 1946 г. в Перу (Pearson, 1948), показало, что перуанские вискаши ведут колониальный образ жизни, и одиночные особи в поселениях этого вида практически не встречаются. Чаще встречаются колонии из 10-20 особей, а в наиболее крупных насчитывается до 80 особей. В каждой колонии выделяются элементарные группировки, в состав которых входит от 2 до 5 особей, занимающих одну нору. Членов такой группировки выделить достаточно легко, наблюдая за тем, как они скучиваются, греясь на солнце.

Агрессивные конфликты между группировками не отмечены даже в том случае, если расстояние между их убежищами не превышает нескольких метров. Внешних признаков охраны территории также не обнаружено. Наблюдения в неволе показывают, что если в одну клетку поместить нескольких незнакомых особей, они будут вести себя вполне миролюбиво.

Незадолго до начала гона самки становятся агрессивными по отношению к самцам и полувзрослым особям, и либо изгоняют их из своей норы, либо сами переселяются в другую нору. В таких убежищах могут скапливаться по 2-3 самки в состоянии эструса. Во время гона самцы спариваются

с несколькими самками, равно как и самки спариваются с несколькими самцами. Наряду с этим отдельные самцы сохраняют привязанность к постоянным партнершам и отгоняют от них других соперников. У беременных самок агрессивность идет на спад, и члены группы вновь воссоединяются.

Судя по всему, элементарные внутрипопуляционные группировки в поселениях перуанской вискаши — это семейные группы. На первом этапе формирования такой группы образуется семейная пара. По мере рождения детенышей размеры семей увеличиваются, и в некоторых из них насчитывается до трех молодых зверьков разного возраста, причем самый старший становится половозрелым, находясь в семейной группе. Состав некоторых семей может быть не вполне типичным. Так, в одной из семейных групп, наряду с взрослой и полувзрослой самкой, присутствовали два взрослых самца.

Несмотря на близкое расположение нор, занимаемых соседними семейными группами, и отсутствие охраны территории, использование пространства в пределах поселения-колонии строго дифференцировано. Каждая пара или семейная группа занимает свой участок обитания, и особи-соседи не предпринимают никаких попыток вторжения на "чужую" территорию. Избегание заходов на соседние участки не связано с агрессивной реакцией их хозяев, не предпринимающих никаких попыток преследования "чужаков". Пространственная структура поселения оставалась неизменной, по крайней мере, в течение нескольких месяцев.

Система спаривания, близкая к промискуитету, свидетельствует о слабых парных связях в семейных группах перуанской вискаши. Недостаток полевых исследований и отсутствие количественных данных, характеризующих взаимоотношения между особями в составе семейных групп, не позволяют надежно оценить положение этого вида среди других грызунов с семейно-групповым образом жизни. Образование небольших агрегаций самок, находящихся в состоянии эструса, и беспорядочное спаривание самцов указывают на то, что пространственно-этологическая структура поселений этого вида является, по-видимому, неким промежуточным вариантом между типами II и III.