Вечерница Гигантская вечерница = Nyctalus lasiopterus Schreber, 1780. Vespertilionidae Gray, 1821 = Обыкновенные летучие мыши, кожановые, гладконосые

Вид: Гигантская вечерница = Nyctalus lasiopterus

Вид: Гигантская вечерница = Nyctalus lasiopterus Schreber, 1780

Читать дополнительно: Гигантская вечерница

Гигантские мыши по ночам едят перелётных птиц

Тварь называют гигантской вечерницей (Nyctalus lasiopterus) и самой крупной летучей мышью в Европе. Не зря — размах крыльев у неё достигает 45 сантиметров. Долгое время считалось, что вечерница питается только насекомыми. Никто с этим не спорил, пока испанские исследователи под предводительством Карлоса Ибаньеса (Carlos Ibanez) с биологической станции в национальном парке Доньяна (EBD) не обнаружили в помёте гигантских мышей фрагменты перьев, ранее принадлежащих птицам отряда воробьиных.

ФотоТакже выяснилось, что летом перьев в помёте почти нет, тогда как весной и осенью — как раз в периоды миграции пернатых через темноту ночи Средиземноморья — птичьи останки исследователи заметили в 45% образцов экскрементов мышей. Естественно, Ибаньес предположил, что вечерница съедает птиц и является, таким образом, единственным представителем рукокрылых, который таким хищничеством регулярно занимается.

Гигантская вечерница показывает учёным свои зубы. Глядя в пасть, веришь, что птичке при встрече с этой тварью не поздоровится (фото PLoS ONE/Ana Popa-Lisseanu).

Не имея кроме помёта на руках никаких иных доказательств, группа Ибаньеса, тем не менее, в августе 2001 года опубликовала в Слушаниях академии наук США статью (PDF-документ; 220 килобайт), из которой следовало, что способности и возможности (эхолокация и прочее) гигантской вечерницы позволяют ей ловить птиц на лету.

После публикации Ибаньесу сотоварищи пришлось несладко — на них обрушились критики. Одни утверждали, что летучие мыши, возможно, глотают перья в воздухе случайно, путая их с любимыми насекомыми.

Другие сказали, что раз уж вечерница нападает на птиц в полёте, очевидно, таким же образом охотятся на пернатых и другие большие мыши — однако это не так. К тому же летучие мыши обычно "обёртывают" добычу крыльями и убивают укусом, что эффективно с насекомыми, но не работает с птицами.

"Я тогда отнёсся к статье критически, потому что перья в помёте — никакое не доказательство того, что мыши пожирают плоть птиц", — рассказывает швейцарский биолог Рафаэль Арлеттаз (Raphaёl Arlettaz), который был убеждён, что птицы великоваты для летучих мышей. Ещё Арлеттаз был озадачен нехваткой костей в помёте, хотя Ибаньес и отвечал ему, что, мол, мыши могут не пожирать птиц целиком, а ограничиваться, к примеру, грудкой. В общем, атака скептиков была неслабой.

Однако уверенные в своих силах испанцы не сдались, а затеяли новое исследование, результаты которого в феврале опубликованы в издании PLoS ONE (статья выложена в свободном доступе целиком).

Кстати сказать, Ибаньес не обиделся на Арлеттаза. Напротив, он показал ему промежуточные результаты свежей работы, и Арлеттаз присоединился к испанской команде – он даже нынче является одним из авторов доклада и говорит, что "самые ядовитые хулители, если их убедить, могут стать преданными соратниками". Итак, что же такое обнаружила группа Ибаньеса?

Нет, никто так и не увидел, как летучая мышь нападает на птицу в полёте. И, разумеется, не сфотографировал это. Почему — понятно: мигрирующие птицы летят ночью на высотах более 700 метров. То есть, как происходит охота — неизвестно. И где же тогда доказательства? Опять помёт, что ли?

А вот и нет, на этот раз решено было провести химический анализ крови летучих мышей (самок вечерниц брали в плен, получали из вены несколько микролитров крови и отпускали), а также тканей их потенциальной добычи, то бишь — перелётных птиц.

Потом исследователи сравнили одно с другим, чтобы найти птичью "подпись" в мышиной крови. И, как вы уже поняли, они её, довольно красноречивую, нашли — помогли изотопы углерода и азота.

В итоге сложилась следующая картина. Каждый год осенью приблизительно 5 миллиардов певчих птиц пересекает Средиземноморский бассейн. Птички в основном маленькие: больше 90% имеют среднюю массу тела меньше 20 граммов, то есть являют собой, в буквальном смысле, лёгкую добычу для крупной летучей мыши.

И гигантские вечерницы, летом довольствующиеся одними лишь насекомыми, весной поедают пернатых "по чуть-чуть", а осенью уже налегают на них по-настоящему.

Да, вот ещё что. Птицы летят ночью, чтобы не привлекать внимания дневных хищников, типа соколов. Так что в тёмное время суток на ночных мигрирующих певчих птиц ни одно другое животное не охотится. Из этого факта учёные сделали вывод — гигантские вечерницы открыли для себя этот богатый источник пищи относительно недавно.

Надо сказать, что находить новые источники для летучих мышей не в новинку: за несколько миллионов лет они научились питаться очень разнообразно — их меню включает в себя членистоногих, пыльцу, фрукты (в том числе фальшивые), маленьких позвоночных животных, кровь и что-то там ещё. Теперь список пополнился наивными птичками. Птичек жалко.