Кашалот. Амбра, спермацет. Physeter catodon (macrocephalus) Linnaeus, 1758 = Кашалот. Physeter Linnaeus, 1758 = Кашалоты

Вид: Physeter catodon = Кашалот

Вид: Physeter catodon (macrocephalus) Linnaeus, 1758 = Кашалот

Читать дополнительно о КАШАЛОТЕ: [1] ;[2] ; Эхолокация у кашалотов; Питание

Кашалот (Physeter catodon), водное млекопитающее подотряда зубатых китов; единственный вид рода кашалотов. Русское название «кашалот» заимствовано из португальского. Слово cachalote, предположительно, происходит от cachola, «большая голова». Кашалот — самый крупный из зубатых китов. Длина самцов до 20 м, весят до 50-70 т; самки заметно мельче — до 13 м, весят до 30 т. Форма тела каплевидная.

Неестественно большая (до 1/3 длины тела у самцов), квадратная голова выделяет кашалота среди других китов. На голове находится огромная (до 6 т) подушка из спермацета. Её назначение полностью ещё не изучено; согласно одной из версий, она служит для эхолокации, согласно другой — является чем-то вроде плавательного пузыря. Левая ноздря у кашалота открывается в левом переднем углу морды, правая — скрыта под кожей. Правый носовой проход ведёт к мешковидному расширению в лобной части головы — воздушному мешку, благодаря которому кашалот может подолгу оставаться под водой. Нижняя челюсть очень узкая, короче морды, способна опускаться на 90 градусов; несёт 18-30 пар крупных конических зубов, каждый из которых весит примерно 1 кг. На верхней челюсти зубов не больше 1–3 пар, причем они нефункциональны. Строение рта позволяет кашалотам активно всасывать добычу, в зубах они по сути не нуждаются.

В отличие от большинства крупных китов, кожа на боках и спине у кашалота морщинистая. Окраска тела варьируется от серовато-бурой до чёрно-коричневой, с более светлым низом. Грудные плавники короткие и ши рокие, закруглённые. Спинной плавник в виде толстого и низкого горба, за ним — еще несколько (2-6) горбов поменьше. Лопасти хвостового плавника большие, разделённые глубокой выемкой.

Кашалот обладает самым крупным мозгом среди современных животных. Его вес обычно равен 7 кг, хотя может достигать 9 кг.

Распространение

Кашалот — одно из самых космополитных животных, встречающееся от арктических вод до экватора. Однако самки кашалота редко выходят за пределы субтропической зоны, тогда как самцы совершают длительные сезонные миграции, летом достигая: на севере — Девисова пролива, Баренцева и Берингова морей, на юге — Антарктики. Самки также мигрируют, но на меньшие расстояния, в Северном полушарии проводя лето между 25 и 40° с. ш., зиму — между 0 и 25° с. ш. В Северном полушарии кашалоты чаще встречаются у берегов Африки, Азорских островов и Восточной Азии, чем у берегов Северной Америки, а в Южном — в водах Чили, Перу и Наталя (Южная Африка). В водах России самцы кашалота встречаются у Курильской гряды, на юге Охотского моря, у Командорских островов и Камчатки.

Образ жизни и питание

Основа (80%) питания кашалота — головоногие моллюски: кальмары, в том числе гиганты длиной более 10 м, и осьминоги. Именно схваткам с гигантскими кальмарами кашалоты, предположительно, обязаны шрамам и следам от присосок на своих мордах и телах. Также по одной из гипотез «клювы» съеденных кальмаров, раздражая кишечник кашалота, провоцируют появление амбры, пахучего вещества, использовавшегося в парфюмерном производстве. Помимо головоногих, кашалоты питаются, хотя и реже, рыбой (скаты, мелкие акулы, минтай, треска, сайра, морские окуни и др., а также глубоководными видами — макрурусами и удильщиками). Взрослые кашалоты поглощают в сутки до тонны корма, что составляет 3% их веса.

Кашалоты совершают самые глубокие погружения среди млекопитающих. В погоне за добычей они ныряют на глубину до 1,2 км. Изредка они собирают со дна крабов, раков, губок и даже камни. Поскольку камни не разрушаются желудочным соком, они, видимо, нужны кашалотам для механического перетирания пищи в желудке. Кормящийся кашалот способен пробыть под водой до 1,5 ч., чему способствует высокое содержание миоглобина в его мышцах и пониженная чувствительность дыхательного центра к накоплению двуокиси углерода в крови.

Кусок кожи кашалота, покрытый шрамами от присосок гигантского кальмара

Скорость пасущегося кашалота 5-6, плывущего — 9-13, преследуемого или раненого — 16-30 км/ч. Фонтан у кашалота широкий, наклонённый вперед и влево, высотой до 2-3 м. Когда кит готовится глубоко нырнуть, он высоко поднимает в воздух хвостовые лопасти и уходит в воду почти вертикально. Если кашалот, ныряя, не показывает хвоста, значит, он погружается неглубоко. Возбужденные кашалоты целиком выскакивают из воды, падая с оглушительным всплеском, громко хлопают по воде хвостовыми лопастями. Под водой они ориентируются с помощью слуха и эхолокации, издавая три типа звуков: короткие и частые щелчки, стонущие скрипы и частый треск.

Естественным врагом кашалотов являются косатки, которые нападают на самок с детёнышами. Из многочисленных эндопаразитов наиболее опасен гигантский (длиной до 8,5 м) круглый червь плацентонема, живущий в плаценте самок. Из эктопаразитов на зубах кашалотов поселяется усоногий рак Conchoderma auritum, а на коже — веслоногий рачок-пенелла.

Социальная структура и размножение

Кашалот полигамен: гарем, насчитывающий до 10–15 самок, следует за самцом вместе с сосунками. Если гаремы объединяются в одно стадо, то при нем держатся несколько взрослых самцов. Подросшие детёныши-самцы где-то между 4-21 годами покидают стадо и объединяются в холостяцкие группы. С возрастом эти группы распадаются; зрелые самцы вне периода размножения обычно держатся поодиночке.

Размножение у кашалотов растянуто и происходит в течение всего года. Наиболее интенсивное спаривание наблюдается весной. Гон у самцов протекает бурно и сопровождается драками. Холостяцкие группы молодых самцов в размножении участия не принимают. Зрелые самцы ожесточенно дерутся между собой за место главы гарема, иногда нанося друг другу серьёзные увечья. В целом, в размножении участвует только 10-25% взрослых самцов.

Детёныши (длиной 3,5-5 м и весом в 1 т) рождаются через 14-16 месяцев после зачатия. Самка выкармливает детёныша до 2 лет. Созревают кашалоты в 8—11 лет (самки). Самцы — примерно в 10 лет, хотя в размножении обычно не принимают участия до 25-27 лет. Живет кашалот, по-видимому, 45—50 лет.

Хозяйственное значение

До недавнего времени кашалот входил в число важных промысловых видов китов, давая мясо, жир (7-10 т), спермацет, амбру. Сейчас промысла нет.

Статус популяции и охрана

Точные данные о численности отсутствуют. На основании экстраполяции результатов наблюдений она оценивается с большим разбросом — от 200 000 до 2 000 000 особей. Несмотря на прежнюю интенсивную добычу, популяции кашалотов более стабильна, чем популяции других китов, вероятно, в связи с тем, что кашалоты питаются глубоководной фауной, которая добывается менее интенсивно.