ЛАМАНТИН АМЕРИКАНСКИЙ (Trichechus manatus). Trichechus Linnaeus, 1758 = Ламантины

ЛАМАНТИН АМЕРИКАНСКИЙ

Род: Trichechus

ЛАМАНТИН АМЕРИКАНСКИЙ

Отряд: Sirenia Illiger, 1811 = Сирены

Семейство: Trichechidae Gill, 1872 = Ламантиновые

Linnaeus, 1758 = Ламантины

Систематика рода: Trichechus Linnaeus, 1758 = Ламантины Вид: Trichechus manatus Linnaeus, 1758 = (Американский) ламантин

Читать: Американский ламантин

ЛАМАНТИН АМЕРИКАНСКИЙ (Trichechus manatus)

Живет у атлантических берегов Американского континента - от Флориды (30° с. ш.) до Бразилии (19° ю. ш.).

Он не превышает 5 м длины, но ныне даже по 3,5 м, массой 400 кг встречается редко. Фото

Различают два подвида: флоридский ламантин, обитающий у берегов Флориды и Мексиканского залива, и карибский ламантин, встречающийся у берегов Вест-Индии, Центральной Америки, Венесуэлы, Гвианы, Бразилии до лагуны Мансанарас. Полагают, что в одной Гвиане их живет несколько тысяч. На литорали, богатой водной растительностью, ламантины оседлы, но мигрируют там, где растительность скудная. В водах Мексики размах миграций достигает 100 км. Иногда они заплывают в реки, причем флоридские ламантины остаются там недолго. Наиболее активны они вечером и ранним утром, а днем часто отдыхают на поверхности. Спариваются ламантины на мелководьях. Беременность их в неволе продолжается 152 дня. Единственный детеныш родится длиной около 1 м и массой почти 16 кг. Самка сильно привязана к сосунку и не оставляет его, если даже ей самой угрожает гибель; кормит детеныша молоком 18 месяцев. Половая зрелость наступает в 3-4 года при длине тела 2,5 м. Враги ламантинов в тропических реках - кайманы, а в море - тигровые акулы. Однако при опасности флегматичные звери обретают такую подвижность и силу, что нередко сами справляются с врагами. Американский ламантин — вымирающий вид. Хотя ему и не страшны никакие естественные хищники, экспансия человека уменьшила его естественную среду обитания в прибрежных областях. Многим ламантинам наносятся повреждения от винтов моторных лодок. Ламантины заглатывают рыбацкие снасти, и леска, попав в пищеварительную систему животного, сбивается в клубок и начинает медленно убивать его. Фото

Ламантинов часто привлекают электростанции, спускающие тёплую воду. Привыкнув к этому постоянному источнику неестественного тепла, ламантины прекратили мигрировать в тёплые воды. В последнее время электростанции начали закрываться, и Служба охраны рыболовства и диких животных США пытается найти способ нагревать воду для ламантинов.

Судьба ламантина

1996 год был рекордным по численности популяции ламантинов (Trichechus manatus), обитающих у атлантических берегов штата Флорида: их поголовье впервые с начала наблюдений достигло 2600 особей. Однако и количество обнаруженных трупов (415), как показали подсчеты сотрудников отдела биологических ресурсов при Геологической службе США (Форт-Коллинз, штат Колорадо) во главе с зоологом Т.Дж.О'Ши (T.J.O'Shea), превысило показатели любого из предыдущих годов; причем из числа погибших 150 отравились ядами, которые выделяются при цветении морских водорослей ("красном приливе"), происходящем обычно весной.

В 1997 г. зима была мягкой: к весне погибших оказалось немного, в связи с чем биологи ожидали заметный рост популяции. Однако, по данным авиаразведки, произведенной в конце марта, их численность снизилась до 2229 особей. Сложность наблюдений и подсчета этих робких животных заставляет биологов моря прибегать к компьютерному моделированию с целью определить динамику популяций.

Недавно построенная О'Ши в сотрудничестве с М.Мармонтель и С.Р.Хамфри (M.Marmontel, S.R.Humphrey; Университет штата Флорида, Гейнсвилл) модель впервые позволяет прогнозировать развитие стада на сравнительно долгий период. Если уровень рождаемости, смертности и другие параметры останутся без изменений, то, по результатам моделирования, популяция должна сохранить стабильность в течение 1000 лет. Если же смертность, составляющая сейчас в среднем 150 особей в год, повысится всего на 10%, что равносильно гибели еще одного-двух животных, весь вид в водах, омывающих Северную Америку, постепенно исчезнет.

В основу модели были положены данные за 1976 - 1991 гг. Они включают сведения о возрасте, поле, репродуктивном состоянии 1200 обнаруженных за это время трупов. Были учтены такие трудно предсказуемые явления, как ураганы и "красные приливы". К существенным факторам смертности этих животных относится также столкновение с судами, чьи гребные винты нередко наносят им смертельные раны. Биологи обратились к местным властям с просьбой ввести ограничения скорости движения судов в акваториях, где встречаются эти животные.

Conservation Biology. April 1997; Science News. 1997. V.151. N13. P.191 (США).