Мангусты. Мангуст. Змея, кобра.

Род: Herpestes = Мангусты

Систематика: Рода мангустов = HerpestesIlliger, 1811: Нажать здесь

Вид: Египетский мангуст — H. ichneumon Linnaeus, 1758 (Испания, Португалия, Палестина, Алжир, АРЕ и от Кении и Нигерии на юг до Южно-Африканской Республики) ;

Вид: яванский мангуст — Н. javanicus Geoffrey, 1818 (п-ова Индокитай и Малакка и о-в Ява);

Вид: Малый мангуст — Н. auropunctatus Hodgson, 1836 (северная часть Аравийского п-ова, Иран, Ирак, Афганистан, Индия, Непал, Бирма, Таиланд, о-в Хайнань, Малайзия);

Вид: Обыкновенный (индийский) мангуст — Н. edwardsi Geoffroy, 1818 (Аравийский п-ов, Ирак, Иран, Афганистан, Индия, Непал, о-в Шри Ланка);

Вид: мангуст Смита — Н. stnithi Gray, 1837 (Индия, о-в Шри Ланка);

Вид: бурый мангуст — Н. fuscus Waterhouse, 1837 (Южная Индия и о-в Шри Ланка);

Вид: полосатошейный мангуст — Н. vitticollis Bennett, 1835 (Южная Индия и о-в Шри Ланка);

Вид: мангуст-крабоед — H. urva Hodgson, 1836 (Южный Китай, о-ва Тайвань и Хайнань, Непал, Ассам в Индии, Бирма, п-ов Индокитай);

Вид: короткохвостый мангуст — H. brachyurus Gray, 1837 (Малайзия, о-ва Суматра и Калимантан);

Вид: мангуст Хозе — H. hosei Jentink, 1903 (Калимантан);

Вид: воротничковый мангуст — H. semitorquatus Gray, 1846 (о-ва Суматра и Калимантан);

Вид: длинноносый мангуст — Н. naso de Winton, 1901 (от юго-восточной Нигерии на юг до устья р. Конго);

Вид: южноафриканский мангуст — Н. pulverulentus Wagner, 1839 (Южно-Африканская Республика, Намибия, Южная Ангола);

Вид: стройный мангуст — Н. sanguineus Ruppel, 1835 (Африка к югу от Сахары и о-в Занзибар).

По Андерсону и Джонсу (1967), в роде 13 видов. Некоторые исследователи (например, Симпсон, 1945; Андерсон и Джонс, 1967) выделяют длинноносого мангуста в особый род Xenogale J. Allen, 1919.

Род мангустов = HerpestesIlliger, 1811

Размеры мелкие и средние. Длина тела 23—64 см, длина хвоста 23— 51 см. Масса 0,5—3,2 кг. Туловище удлиненное, конечности короткие пятипалые. Хвост длинный, покрыт более длинными волосами, чем туловище. Голова относительно небольшая, расширенная в мозговом отделе, с укороченной мордой, постепенно сужающейся к носу. Нижняя поверхность кистей и стоп обычно безволосая. Когти на передних конечностях острые и искривленные. Волосяной покров мягкий низкий или высокий. Окраска его изменчива: зеленовато-серая, желтовато-бурая или серовато-бурая; иногда спина испещрена пятнами белого или желто- бурого цвета. Брюхо обычно светлее спины и боков тела и может быть белым.

Имеются небольшие анальные железы. Некоторые виды могут выбрызгивать неприятно пахнущий секрет этих желез, как это делают скунсы. Сосков 2 или 3 пары.

Зубная формула: =36 — 40. Диплоидное число хромосом у самок египетского мангуста 44, самцов — 43; у самок стройного мангуста — 42; самцов — 41; у самок южноафриканского мангуста — 40, самцов — 39; у самок об Фотоыкновенного, малою, короткохвостого, бурого мангустов и мангуста-крабоеда — 36, самцов — 35.

Распространены в Южной Европе, Африке, на Аравийском п-ове, в Малой Азии, Иране, Афганистане, Индии, на о-ве Шри Ланка, в Непале, Бирме, Южном Китае, на о-вах Тайвань и Хайнань, п-овах Индокитай и Малакка, о-вах Суматра, Ява, Калимантан. Мангусты акклиматизированы в Вест-Индии, на о-вах Гавайских, Фиджи. Акклиматизация была проведена с целью уничтожения крыс и змей. Однако сильно размножившиеся мангусты оказались вредными: они поедали большое количество различных мелких млекопитающих и птиц.

Населяют разнообразные биотопы: от густых лесов в холмах до песчаных пустынь. Фото Периодичности в"суточной активности нет. Обычно держатся поодиночке, иногда объединяются небольшими группами до 4 — 12 особей. Хищники; пищей служат мелкие млекопитающие, пресмыкающиеся, в том числе ядовитые змеи, земноводные, рыбы, ракообразные, насекомые. Некоторые виды питаются плодами и другими частями растений. Мангусты не имеют иммунитета к яду и справляются даже с крупными ядовитыми змеями благодаря исключительно быстрой реакции. Сезонности в размножении не имеют. Длительность беременности примерно 60 дней. В помете от 2 до 4 детенышей. Хорошо приручаются. Длительность жизни 7 — 12,5 лет. В роде 14 видов.

Длина тела мангуста вместе с головой 230-650 мм, хвоста 230-510 мм, масса 0,4-4,0 кг. Окрас может быть самым разнообразным: однотонным зеленовато-серым, желтовато-коричневым или серовато-бурым. У ряда особей окраска пестрая с белым или желтоватым рисунком. Нижняя часть тела обычно светлее, чем спина и бока, у некоторых видов - белая. Мех короткий и мягкий у одних видов, у других довольно длинный и грубый. Тело вытянутое, приземистое, хвост длинный, на каждой лапе по 5 пальцев, задные имеют голую стопу, когти на передних лапах острые и кривые. Небольшие паховые железы выделяют резко пахнущий секрет. Самки имеют по 4 или 6 сосцов.

Мангусты распространены в Южной Европе, в Африке, Южной Азии и на прилежащих островах. Населяют самые разнообразные местообитания - лесные пространства, кустарниковые заросли, открытые травянистые равнины и прибрежные тростники. Охотятся как днём, так и ночью, чаще в одиночку, но могут объединяться по несколько (до 14) зверьков. Живут в норах или щелях в земле или на деревьях, очень ловки и проворны, прекрасно лазают по деревьям. Большую часть времени проводят на земле, питаются мелкими грызунами, птицами, лягушками, пресмыкающимися, а также рыбой, ракообразными, насекомыми, растениями и фруктами. Некоторые виды известны способностью убивать и поедать кобр и других крупных ядовитых змей. Наперекор общественному мнению, мангусты не имеют иммунитета к яду змей, только ловкость и проворство помогают им избежать укусов и укусить сзади головы. Поединок мангуста со змеей обычно заканчивается тем, что зверек поедает свою добычу.

Ewer установил, что семейная группа H. pulverulentus имела общее место для сна и отдыха, но все члены охотились отдельно. По утрам они любят принимать солнечные ванны. Taylor (1975) сообщает, что H. sanguineus путешествует в одиночку или парами, причем владения мангустов могут составлять 1 кв. км, но в пустыне они обширнее, отмечая тот факт, что мангусты очень молчаливы. Ben-Yaacov and Yom-Tov (1983)установили, что в Израиле семейные группы H. ichneumon занимали постоянные владения, а сама группа состояла из 1 взрослого самца, 2-3 самок, a также их потомства. В семье весной рождались детеныши, который год или больше оставались с семьей.

Некоторые виды мангустов способны размножаться круглый год, самки приносят детенышей дважды или трижды за год. Самка H. edwardsi произвела 5 пометов за 18 месяцев. Беременность длится 42 дня у H. auropunctatus и 84 дня у H. ichneumon. В помете 1-4 детеныша. Самка H. auropunctatus вскармливает их на протяжении 4-5 недель. В неволе H. ichneumon прожил свыше 20 лет.

Присутствие H. ichneumon в Испании и Португалии можно считать результатом искусственного ввоза этих животных в древние времена. Таким же образом этот вид мангустов появился в Югославии и на Мадагаскаре, а вид H. edwardsi был завезен в центральную Италию. С целью уничтожения крыс и змей мангусты вида H. auropunctatus были завезены на Вест-Индские и Гавайские острова, где сильно размножились и стали вредителями птицеводства. Они встречаются на большинстве Карибских островов, на северо-восточном побережье Южной Америки, острове Маффиа (Восточная Африка), на островах Гавайях и Фиджи. Несколько животных было выпущено в Северной Америке. Вид H. edwardsi был ввезен в Малайзию, на острова Маврикия и Рюкю.