ФОССА Мадагаскар (Cryptoprocta ferox) Фосса

Род:  Cryptoprocta = Фоссы

Род:  Cryptoprocta Bennett, 1833 = Фоссы

Читать дополнительно: Мадагаскарские или малагасийские хищники

В роде Cryptoprocta = Фоссы - имеется одноименный вид: фосса C. ferox Bennett, 1833. Фосса не только единственный представитель своего рода, но и самый крупный хищник Мадагаскара.

Голова фоссы небольшая, морда короткая, тупая, лоб широкий - все это придает ее внешнему виду кошачий облик, поэтому фоссу изначально и относили к кошачьим - семейству Felidae. Тело у фоссы плотное, массивное и мускулистое, шея длинная. Длинный хвост практически равен длине тела и используется в качестве балансира при передвижении по деревьям. Ее голова с крупными и округлыми ушами, коричневые глаза большие с вертикальными зрачками. На морде фоссы имеются довольно длинные вибриссы. У фоссы всего имеется 32-36 зуба: клыки крупные, а коренных зубов иногда не хватает - на нижней челюсти 4 коренных зуба. На каждой лапе коротких и мощных ног имеется по пять пальцев с короткими, изогнутыми втяжными когтями. Задние ноги выше передних, ступни голые. Фоссы, как стопоходящие животные, напоминают медведей, т.е. при ходьбе ступают всей подошвой.

Фото Cryptoprocta Фоссы

У фоссы небольшого размера, но хорошо развитые, анальные и препуциальные железы, которые выделяют секрет с едким запахом. Задний проход закрыт особым анальным мешочком. Самцы по размеру крупнее самок. У них в половом члене имеется большая гетеротопная кость (baculum, os penis) с характерными зубцами. У молодых самочек на втором году жизни можно наблюдать стадию маскулинизации, которая заключается в процессе накопления вторичных половых признаков мужского пола у особи женского пола. Это выражается в сильном увеличении размеров клитора, который становится похожим на половой член самца. Матка у самок двурогая.

Шерсть, покрывающая тело фоссы, короткая, гладкая и блестящая. Основной тон окраски тела ржаво- или красновато-коричневый, нередко с сероватым оттенком на спинной стороне. Встречаются в популяции фосс и чисто черные особи. Низ тела всегда светлее. Светлые волоски растут на ушах фосс, а их вибриссы - черные и белые.

Фоссы имеют средние и крупные размеры, а средняя длина их тела достигает 70—76 см (самки 65-70 см, самцы 75-80 см). Высота в холке достигает 37 см, длина непушистого хвоста колеблется в пределах 70-90 см. Это наиболее крупный хищник, обитающий на Мадагаскаре: масса самцов 6-10 кг, самок - 5-7 кг.

Фосса распространена на Мадагаскаре до 2000 м. над уровнем моря, за исключением центрального горного плато. Она населяет лесные гористые районы, поля и саванны, тропические и сухие лиственные леса, заросли кустарника. Фосса ведет скрытный, в основном древесный и ночной, образ жизни. В зависимости от наличия добычи и времени года фосса может быть активна и светлое время суток. День обычно проводит в различных укрытиях: пещерках и других естественных и исскуственных пустотах, брошенных термитниках или просто в развилке деревьев. Она прекрасно лазает и прыгает по по деревьям, где охотится на свою добычу. Фосса движется вверх по стволу, широко расставив передние лапы и подтягивая под себя задние, которые распрямляясь, продвигают ее вверх. При спуске - расставленные задние лапы играют роль тормоза, а передние подгибаются. Фосса умеет плавать.

Фосса довольно свирепый плотоядный хищник. Ее зрение, слух и обоняние хорошо развиты. Основу рациона фоссы составляю самые разнообразные позвоночные животные: это птицы, амфибии, рептилии, а также мелкие млекопитающие: тенреки и лемуры, на которых приходится до 50% от всего рациона. Охотится фосса поодиночке или семейными группами (самка и ее молодое потомство). Свою добычу эти хищники умерщвляет, удерживая передними лапами и кусая за затылок. Не брезгуют фоссы и насекомыми. По ночам фасса нападает и на других животных, включая домашних поросят, кур и т. д., при этом иногда уничтожает больше жертв, чем может сама съесть.

Фосса ведет одиночный образ жизни кроме сезона размножения. Ее голос напоминает кошачий - фоссы издают угрожающее урчание, детеныши мурлычут, а самцы в брачный период громко кричат. В период спаривания фоссы встречаются группами до 4—8 особей, причем в эту пору утрачивают обычную осторожность и становятся в это время весьма агрессивными. Как самцы, так и самки фосс территориальны, а размер индивидуального участка равен примерно 1 км2, границы которого она метит секретом анальных желез. Агрессивное поведение наблюдается только в сезон размножения.

Половое созревание наступает у фосс к 4 годам. Размножение происходит в сентябре-ноябре, а самка рождает потомство каждый год. Спаривание обычно происходит на ветвях деревьях. При этом самка забирается на нижнюю горизонтальную ветвь дерева, под которой как правило собирается несколько самцов, привлеченных ее запахом. В этот период самцы фоссы становятся агрессивными - они яростно борются за самку, принимая угрожающие позы, издавая громкие звуки, а иногда дело доходит и до драки, в которых они кусают друг друга. Затем самки поочередно поднимаются на дерево к самке, где она либо принимает ласки ухажера или отвергает их. Если самка готова к продолжению рода и спариванию, то она поднимает заднюю часть тела и выпячивает свои внешние гениталии на 2-3 см. Самец в это время пристраивается сзади и хватает ее зубами за загривок. Спаривание может длится до 2,5 часов, т.к. половой член у самца фоссы колючий и после эякуляции происходит "склещивание" как у собак.

Самка в течение недели спаривается с несколькими самцами. После акта спаривания самка покидает место брачных игр и возвращается на свой участок, а ее место среди самцов может занять другая самка фоссы. Беременность обычно длится около 3 месяцев. В неволе обычно в конце декабря появляется у фоссы потомство. Два новорожденных малыша (иногда самка рождает до 4 детенышей) имеют массу около 100 г каждый. Детеныши слепые и беззубые, покрытые коротким мехом. Они прозревают примерно на 12-15-й день, а впервые решаются выходить из гнезда в 45 дней. В 2 месячном возрасте детеныши уже могут лазать по ветвям, а еще через 1,5 месяца начинают перепрыгивать с ветки на ветку. До 4-х месячного возраста малыши выкармливаются молоком, хотя мясо начинають есть раньше. С матерью молодежь остается до 15-20 месяцев. Постоянные зубы у них появляются к двум годам.

На молодых животных фосс могут нападать крупные змеи и хищные птицы. Изредка фоссы становятся жертвами крокодилов. Продолжительность жизни фоссы в неволе - до 20 лет, в неволе соответственно меньше.

Среди местного населения до сих пор распространены рассказы о том, что фосса иногда охотится на крупную добычу, в том числе на рогатый скот и людей. Но, скорее всего, здесь речь идет о вымершей гигантской фоссе (Cryptoprocta spelea), которая по внешнему виду была похожа на обыкновенную фоссу, но имела размер оцелота. Предполагается, что гигантская фосса охотилась на крупных лемуров и была уничтожена людьми, поселившимися на острове. В настоящее время фосса иногда вредит человеку, нападая на домашнюю птицу и поросят. Она занесена в Красную книгу МСОП как вид, подвергнутый опасности и в Конвенцию CITES (Приложение II). По оценкам специалистов предполагаемая численность фосс в природе составляет около 2500 взрослых особей. Основные угрозы виду - потеря среды обитания и фрагментация ареала, а также непосредственное их уничтожение местными фермерами, считающие их вредителями. Вместе с тем, в настоящее время успешно работает программа по размножению фосс в неволе.