Волк Земляной волк,Proteles cristatus Sparrman, 1783 = Земляной волк, земляной волк

Вид: Proteles cristatus = Земляной волк

Вид: Proteles cristatus Sparrman, 1783 = Земляной волк

Читать дополнительно: Земляные волки

Proteles cristatus Sparrman, 1783 = Земляной волк

Обитает на открытых сухих равнинах (с ежегодным уровнем осадков 100-800 мм), встречается в сельско-хозяйственных угодьях. Гористых местностей и пустынь избегает. Не встречается также в сухих тропических лесах (миомбо). Ареал обитания в целом совпадает с распространением термитов семейства Hodotermitidae, населяющих травянистые равнины и саванны. Держатся земляные волки поодиночке, хотя обычно живут моногамными семейными парами. Агрессивно защищают от вторжения свои кормовые территории, размеры которых в зависимости от доступности пищи варьируются от 1 до 4 км2. Как правило, на каждой кормовой территории находится около 3 000 термитников, по 55 000 насекомых в каждом. Границы кормового участка по периметру метятся желтовато-оранжевыми выделениями анальных желез, которые на воздухе из-за окисления быстро приобретают чёрный цвет. Внутри участков, возле логов и уборных также ставятся пахучие метки. Территорию метят как самцы, так и самки, хотя самцы делают это чаще.

Активен земляной волк в сумерках и по ночам, только в Южной Африке зимой переходит к дневной активности, что соответствует поведенческим паттернам его основной пищи, термитов. В Северной Капской провинции его активность начинается через 0,5-1 ч. после заката и заканчивается за 1-2 ч. до рассвета; зимой (с мая по август) активность часто начинается за 1-2 ч. до рассвета, продолжаясь, пока температура воздуха не упадёт ниже 9C. На кормёжке земляной волк движется со скоростью ок. 1,7 км/ч, за ночь покрывая 8-12 км (летом) или 3-8 км (зимой). Днём земляной волк обычно скрывается в подземных убежищах, обычно в старых норах трубкозубов (которые строятся неподалёку от термитников), а также в пустующих норах дикобразов (Hystrix africaeaustralis) и долгоногов. Способен рыть и собственные норы. На занимаемой земляным волком территории может быть до дюжины логовищ, которые в среднем занимаются по 6-8 недель, после чего сменяются.

Proteles cristatus Sparrman, 1783 = Земляной волк

В отличие от настоящих гиен, земляной волк питается не падалью, а термитами и изредка — другими насекомыми и их личинками (в частности жуками-мертвоедами, которых он собирает на трупах животных) и паукообразными. Основу его рациона составляют термиты родов Trinervitermes: T. bettonianus в Восточной Африке, T. rhodesiensis в Зимбабве и Ботсване и T. trinervoides в Южной Африке. В Южной Африке зимой его рацион дополняется термитами Hodotermes mossambicus, которые ведут дневной образ жизни (что обуславливает смену земляным волком ночной активности на дневную)[8]; в Восточной Африке в сезон дождей, когда T. bettonianus менее активны, — другими термитами, преимущественно родов Odontotermes и Macrotermes. Несмотря на изменения в рационе, южноафриканские земляные волки зимой (июнь-июль) переживают период голодания, теряя до 20% веса тела. Зима также является периодом самой высокой смертности среди молодняка. В отличие от другие термитофагов, земляной волк не разрушает термитники, но ждёт, пока термиты выйдут на поверхность и слизывает их с почвы, используя свой широкий клейкий язык. Это обуславливает особенности его рациона: Trinervitermes — единственные термиты, которые в течение большей части года регулярно выходят кормиться на поверхность. Один земляной волк за ночь способен съесть от 200 000 до 300 000 термитов, что в год составляет порядка 105 000 000 термитов. Земляные волки практически не имеют пищевых конкурентов — другие виды-термитофаги (трубкозуб, большеухая лисица) поедают термитов рода Trivitermes намного реже.

Proteles cristatus Sparrman, 1783 = Земляной волк

Изредка земляной волк ловит мелких грызунов и птиц, гнездящихся на земле, или поедает их яйца. Не зависит от источников воды, получая жидкость из термитов. Единственное время, когда земляные волки отыскивают источники воды, — это затянувшиеся холодные периоды зимы. Кормятся земляные волки исключительно в одиночку; вместе со взрослыми особям на кормёжке можно наблюдать только подросших щенков, но уже 4-месячные щенки большую часть времени кормятся поодиночке.

Хорошо развиты обоняние и слух. Земляной волк использует несколько типов коммуникации (голосовой, визуальный, осязательный и с помощью запахов). Земляные волки, как правило, молчаливы. Голосовые сигналы, заключающиеся в потявкивании и рычании, служат проявлением агрессии по отношению к противнику. Во время стычек с противниками земляные волки поднимают гриву на спине дыбом. По некоторым сведениям, одним из средств защиты им служит разбрызгивание выделений анальных желез, однако этому нет надёжных свидетельств.

Proteles cristatus Sparrman, 1783 = Земляной волкЗемляные волки образуют моногамные пары. Однако, если самец неспособен защитить свою территорию, самка спаривается с другим, более доминантным самцом, хотя потомство позднее охраняет её постоянный партнер. Течка у самок происходит в конце июня — начале июля (Северная Капская провинция). Спаривание продолжается до 4 часов, самки остаются рецептивными от 1 до 3 дней — таким образом, у щенков может быть смешанное отцовство. Если оплодотворения не происходит, самка повторно входит в эструс.

Беременность длится примерно 90 дней, самка приносит 2-4 детёнышей (хотя в зоопарках наблюдались помёты из 1-5 щенков). В Южной Африке щенки рождаются с октября по декабрь; в более тёплых северных районах (Ботсвана, Зимбабве) сезон размножения менее выражен. Щенки на протяжении 3-4 недель остаются в логове; логова меняются примерно 1 раз в месяц. Потомством занимаются оба родителя. На протяжении 3 месяцев самец охраняет территорию от хищников и порядка 6 часов сторожит логово по ночам, пока самка кормится. В течение жизни самки, чьи логова охранялись самцами, в среднем приносили по 1,5 щенка в год, что в 3 раза больше, чем у одиноких самок.

До 9 недель щенки не удаляются более чем на 30 м от логова. 12-недельные щенки начинают сопровождать родителей на кормёжке, но по-прежнему не удаляются более чем на 300-500 м от логова. К 4 месяцам молочное вскармливание прекращается и молодняк переходит на самостоятельное кормление, однако остаётся вместе с родителями до следующего сезона размножения, т.е. на протяжении 1 года. К 2 годам молодые земляные волки достигают половой зрелости.

В неволе продолжительность жизни — 13-15 лет; в природе точно неизвестна, предположительно, около 10 лет. Основными хищниками земляных волков являются чепрачные шакалы, которые убивают как щенков, так и взрослых особей. Охотятся на них также львы, леопарды и крупные гиены.

Аборигены традиционно охотятся на земляных волков ради мяса и меха. Этот вид повсеместно редок, однако не относится к числу вымирающих. Наблюдения за ним затруднены ночным образом жизни и общей скрытностью этого животного. Основную угрозу для него представляют нападения собак, дорожные инциденты и отравления ядовитыми веществами, используемыми против насекомых-вредителей. Земляные волки играют заметную роль в контроле за популяциями термитов. В списке Международной Красной книги земляной волк имеет статус Lower Risk: Least Concern. http://ru.wikipedia.org