Настоящие саламандры: Salamandridae Gray, 1825 = Настоящие саламандры: фото, изображение, питание, добыча, образ жизни, размножение, икра,

Настоящие саламандры = Salamandridae

Зеленоватый тритон. Notophthalmus viridescens

Настоящие саламандры = Salamandridae

Читать сначала: Настоящие саламандры

Полосатый тритон. Notophthalmus perstriatus

Для содержания пары взрослых карпатских саламандр необходим террариум горизонтального типа, оформленный под уголок влажного леса. На дно желательно поместить приличный слой сфагнума - саламандры предпочитают зарываться в этот мох и проводят в нем большую часть дня. Поскольку эти амфибии очень деликатно обращаются с растениями, в террариум также можно поставить высаженных в цветочные горшки представителей семейства ароидных (Araceae) - сингониум, монстеру и т. п. Бассейн не обязателен при условии постоянного увлажнения мха, а вот кормушка (например, чашка Петри) в данном случае не помешает, ведь выпущенные в террариум кормовые животные скорее всего скроются от саламандр.

Впрочем, идеальным вариантом будет приручение животных. Саламандры, даже взятые из природы, довольно скоро привыкают к пинцету, так что проблема «утечки кормов» решается очень просто. Кормление с пинцета имеет и еще несколько плюсов. Во-первых, таким образом вы можете контролировать количество поедаемого животным корма (особенно важно это тогда, когда у вас в террариуме сидит несколько амфибий). Во-вторых, становится возможным скармливание каждой особи витаминов - а это в условиях неволи просто необходимо. В таком случае досаточно обмакнуть будущую «жертву» в воду и затем посыпать сверху поливитамином (если это порошок) или с помощью шприца ввести дозу внутрь насекомого (если это смесь на основе масла).

Paramesotriton hongkongensis (Myers G. et Leviton) = Гонконгский тритон

Хотя в природе основной составляющей рациона саламандр являются дождевые черви, слизни и улитки, террариумных животных разумнее кормить специально разведенными в неволе тараканами либо сверчками. Недопустимо скармливание животным пойманного в комнате «вольного» прусака - скорее всего в организме такого насекомого находится определенное количество «отравы», которая, хоть и была направлена на уничтожение таракана, не повлияла на организм «усача», а вот амфибию может убить.

Наиболее подходящим - и любимым - блюдом для саламандр являются сверчки. Перед скармливанием им следует удалить задние (прыгательные) лапки, которыми сверчки могут ударить животное. Саламандра пуглива, поцарапанная, она может выпустить добычу. С этой же целью у взрослых тараканов удаляются крылья и лапки (особенно если идет речь о американском таракане Periplaneta americana). Зажатое в пинцете насекомое подносится к «лицу» саламандры не ближе, чем на расстоянии 1 см. Как и все амфибии, саламандра реагирует только на движущийся объект, поэтому можно плавно поводить пинцетом из стороны в сторону, чтобы привлечь внимание животного. Заметив добычу, земноводное осторожно подбирается к ней, а затем делает резкий бросок, хватая насекомое челюстями. Теперь можно отпустить «блюдо» и убрать пинцет.

Саламандры достаточно прожорливы, хотя их аппетит напрямую зависит от температуры и влажности. Оптимальным считается промежуток с 18 до 24 градусов по Цельсию, при более высокой или же низкой температуре возможен длительный отказ от еды. Если лето теплое, то животные могут один-два месяца вообще ничего не есть. В такой период очень важно постоянно увлажнять террариум.

Длительная голодовка возможна также в случае, если животное линяет. Ни для кого не секрет, что змеи и ящерицы время от времени сбрасывают кожу, но далеко не все знают, что и амфибии тоже меняют кожный покров. В многоизвестной сказке Иван-царевич спалил шкурку царевны-лягушки и тем самым навлек на себя ее гнев. Для реальной амфибии кожица важна не меньше, чем для волшебной - здесь находятся трудно восполнимые вещества, и поэтому земноводные (и саламандры в том числе) попросту съедают старую кожицу. В такой момент животных лучше не беспокоить и, разумеется, не предлагать «отобедать». Чуть попозже, через денек-другой - вот тогда совсем другое дело...

С наступлением холодов в природе у саламандр происходит процесс зимовки. В неволе его можно заменить температурной и световой диапаузой с охлаждением в течение одного месяца до 12-14 градусов по Цельсию. В этот период животных также не кормят. Выход из зимовки приходится на апрель-май.

Вскоре после пробуждения животные приступают к спариванию. Оплодотворение может происходить как с откладкой сперматофора во внешнюю среду, так и путем непосредственной его передачи от самца к самке из клоаки в клоаку. Первый вариант, как правило, происходит при размножении в воде, второй - чаще на суше. Сперматофор сохраняется у самки в специальном отделе клоаки - сперматеке. После оплодотворения самка способна хранить живые сперматозоиды 2,5 - 3 года.

Личинки саламандры развиваются непосредственно в теле матери. Срок вынашивания - 9 - 10 месяцев. Но в отличие от более высокорганизованных позвоночных, связи между кровеносными сосудами матери и эмбриона не образуется, поэтому зародыш питается за счет желтка икринки и соседних икринок. Задолго до родов зародыши выходят из яйцевых (икринковых) оболочек и поедают друг друга или же неразвивающиеся яйца.

В результате на свет появляются уже полностью сформировавшиеся личинки. В несколько приемов самка рожает их (в сутки - от 2 до 70, хотя, как правило, это 25-30 личинок за раз). По утверждениям отдельных зоологов, в некоторых горных популяциях карпатской саламандры возможно прохождение всего цикла личинок в организме матери, в результате чего на свет появляются уже полностью сформировавшиеся молодые особи. Половой зрелости самцы достигают через 3 года, самки - через 4. При хороших условиях содержания в неволе карпатские саламандры живут долго, от 25 до 50 лет.

При попытке развести саламандр в неволе желательно устроить бассейн (в идеале - с проточной водой, что при нынешнем количестве аквариумных механизмов не составляет особых сложностей). Он должен быть неглубоким, так как эти амфибии не являются мастерами спорта по плаванию, скорее - наоборот, и даже способны утонуть. Личинок следует поместить в отдельный аквариум с выходом на сушу и кормить живыми дафнией, циклопом и т.п. И «брачный» бассейн, и молодняковый аквариум должны быть оснащены фильтром, термометром, аэратором (распылителем).

Прошедших метаморфоз молодых саламандр высаживают в террариум для молодняка и кормят мелкими насекомыми; также на первых порах можно давать выложенный на мох мотыль или коретру. Террариум следует накрывать, так как и молодь, и взрослые животные порой способны выбраться наружу по стыку стекол.

Владимир Пузий http://www.pets.kiev.ua/terrarium/amfibii/triton.htmll