Протей европейский. Европейский протей, ольм. Proteus anguineus Laurenti, 1768 = (Европейский) протей, ольм. Протеи : Proteidae Gray, 1825 = Протеи :амфибии, земноводные: фото, изображение, питание, добыча, образ жизни, размножение, икра,

Вид: Европейский протей (Proteus anguinus)

Вид: Proteus anguineus Laurenti, 1768 = (Европейский) протей, ольм

Читать дополнительно: Кто такой протей?

ФотоЕвропейский протей (Proteus anguinus)имеет крайне ограниченный ареал и встречается лишь в холодных ручьях и озерах подземных карстовых пещер в приморских районах Югославии (Магдаленские и Адельсбергские пещеры) и в предгорьях Венецианских Альп (в районе Виченца) в Северной Италии, куда его завезли в середине прошлого века. Любопытно, что не раз возникали слухи о похожем на протея существе, живущем в пещерах Крыма и Черноморского побережья Кавказа, но специальные поиски его там успехом не увенчались. Ископаемые остатки протеев (представителей другого, вымершего ныне рода) на Кавказе известны только из периода верхнего миоцена.

Всю свою жизнь европейский протей проводит в водоемах пещер, но изредка в период сильных ливней и разливов рек его выносит на поверхность. Местные жители вспоминают тогда средневековые легенды о чудовище («драконе-ольме»), который по временам выползает из земных недр, что является дурным предзнаменованием.

Поскольку живет европейский протей почти в кромешной темноте, развитие глаз у него останавливается на ранних стадиях, а потом происходит еще и дополнительная редукция органов зрения. Вместе с тем протей способен воспринимать свет, но не глазами, а всей поверхностью своего розоватого или кремового тела – в его коже обнаружены светочувствительные клетки.

Как уже говорилось, у протея есть легкие, но он их практически не использует, лишь изредка хватая воздух с поверхности водоема. Вынутый из воды, протей погибает уже через час, так как легкие его не справляются с дыхательной нагрузкой, а газообмен через кожу и жабры может происходить только в воде. Взрослые европейские протеи достигают длины 30 см.

В размножении европейских протеев много неясного – ведь наблюдать за ними в естественных условиях крайне трудно. В неволе самцы имеют свою охраняемую территорию, где откладывают сперматофоры и куда не допускают других самцов. В этих условиях самки обычно живородящи – причем в яйцеводах проходит развитие не только яиц, но и личинок (так называемое лецитотрофное живорождение). Изначально формируется от 12 до 80 яиц, но только два из них начинают развиваться, а остальные образуют единую расплывшуюся желточную массу, которой и питаются две выклюнувшиеся личинки.

Но в природе протеи чаще откладывают яйца. Кладку, по одним сведениям, охраняет самец, по другим – самка. Развитие личинок (при откладывании яиц в условиях неволи) длится около трех месяцев.

Как узкоареальный вид с сокращающейся численностью (что вызвано загрязнением подземных вод и нерегулируемым выловом для продажи туристам и зоопаркам) европейский протей включен в Красную книгу МСОП.

По материалам сайта : http://bio.1september.ru/article.php