Амбистомы, амбистомовые :Ambystomatidae Hollowell, 1858 = Амбистомы, амбистомовые: фото, изображение, питание, добыча, образ жизни, размножение, икра,

Семейство: Ambystomatidae = Амбистомы, амбистомовые

Аксолотль

Семейство Амбистомовые = Ambystomatidae Hollowell, 1858

Читать: Амбистомы - видовые очерки,* Мексиканская амбистома: Аксолотль

Семейство амбистом небольшое, оно включает хвостатых земноводных из 5 родов и 28 видов. Амбистомовые относятся к тем группам земноводных, чья систематика существенно пересматривалась в минувшие десятилетия. К началу 1980-х семейство насчитывало уже 35 видов и 4 рода – Ambystoma, Rhyacosiredon, Dicamptodon и Rhyacotriton, однако использование молекулярно-генетических методов в таксономических исследованиях внесло поправки как в классификацию всей группы, так внутри родов.

Представители семейства амбистом встречаются только в Северной и Центральной Америке. В англоязычных странах Амбистомовых называют кротовыми саламандрами. Амбистомы – эндемики Северной Америки, где широко распространены от районов южной Канады и юго-восточной Аляски до Мексики.

Свою широкую известность и популярность амбистомы получили благодаря аксолотлю (Ambystoma mexicanum), которого ученые сначала широко использовали в различных исследованиях только как лабораторное животное, а затем он попал к аквариумистам и стал широко разводиться.  Аксолотль - это неотеническая личинка, имеющая местное название «аксолотль», что переводится как «играющий в воде».

Большинство видов амбистом составляет род Ambysloma, включающий 21 вид, широко распространенном и хорошо известном благодаря неотеническим личинкам.  Другие роды объединяют немногие виды, распространенные на крайнем западе Северной Америки: род Rhyacotrilon с 1 видом и род Dicamptodon представленный 2 видами, или в Центральной Америке: род Rhyacosiridon насчитывает 4 вида, а род Bathysiridon — 1 вид.

Взрослые амбистомы, живущие на суше, отличаются широкой головой, плотным коренастым туловищем с заметными костальными бороздами, маленькими глазами, тонкими конечностями и округлым в сечении хвостом. Окраска тела многих видов очень эффектна и пестрая: на их теле на темном фоне разбросаны яркие, разнообразной формы и цвета пятна: начиная от синих крапинок и заканчиывая крупными желтыми лентами.

Взрослые особи, ведущие наземный образ жизни, проводят свою жизнь под пологом леса, обитая под листовым опадом или в норах, которые роют сами либо занимают норы, оставленные другими животными. Ряд видов, обитающих в северных регионах Америки, в этих же норах и зимуют. Амбистомы живут поодиночке, питаясь различными беспозвоночными.

К воде взрослые амбистомы возвращаются только в короткий период размножения, выбирая для этого те же водоемы, где в свое время появились на свет. Размножение у амбистом чаще всего происходит ранней весной, хотя ряд видов, например: кольчатая (A. annulatum) и мраморная (A. opacum) амбистомы, размножается осенью.

Все виды амбистом яйцекладущи, группируя свои икринки по нескольку десятков, а иногда и сотен штук вместе, заключая в особые мешки. Амбистомы откладываю мешки с икринками в стоячие или медленнотекущие водоемы. Мраморная амбистома поступает по другому: она помещает икринки на суше в различные углубления грунта, которые вскоре быстро заполняются водой частых осенних дождей.

Личинки ведут водный образ жизни, а вот по пропорциям тела и сложению очень похожи на взрослых особей. Окраска тела, как правило, неяркая и однотонная. Личинки амбистом отличаются от взрослых особей наличием 3 пар наружных жабр с 4 парами жаберных щелей позади головы. На жабрах располагаются алые от множества наполненных кровью капилляров нитевидные жаберные лепестки. Кроме того, у личинок амбистом по спинной стороне от основания головы до конца хвоста и по брюшной стороне от конца хвоста до клоаки, проходят высокие кожные складки, образующие хвостовой плавник. Хвост обычно завершается хвостовой нитью.

Конечности имеются с момента рождения личинки и на передних лапках - 4 пальца, на задних - их 5. Глаза личинок рыбьи, невыпученные и лишены век.

Личинки амбистом плавают, изгибая тело подобно рыбам. Личинки некоторых видов, в частности южных популяций тигровых амбистом и других близких видов, способны вырастать до размеров взрослых, не подвергаясь метаморфозу. Существование в популяциях крупных личинок делает ряд видов амбистом полностью или частично неотеническими. Взрослые особи у таких видов не покидают водоемы, сохраняют жабры и плавниковые складки, хотя их легкие также развиваются, служа дополнительным органом дыхания. Они достигают половозрелости, не проходя метаморфоз. Неотенические популяции и виды амбистом первоначально были обнаружены в гористых районах Соединенных Штатов и на Центральном плато в Мексике. Условия, способствующие возникновению неотении — это значительная высота над уровнем моря, отсутствие водных хищников и засушливые условия за пределами водоемов. Большинство неотенических популяций принадлежит к комплексу видов тигровой амбистомы — Ambystoma tigrinum, Ambystoma velasci, Ambystoma mavortium и близкие виды. Полностью неотенические виды амбистом называются аксолотлями — Ambystoma mexicanum, Ambystoma taylori, Ambystoma andersoni и Ambystoma dumerilii. Неотеники сохраняют повышенную способность к регенерации, характерную для молодых личинок, и могут восстанавливать утраченные конечности, хвост и практически любой внутренний орган.

В процессе метаморфоза жабры и плавниковые складки исчезают, сами личинки линяют: в процессе линьки кожа начинает приобретать типичную для взрослых окраску, а у глаз появляются веки. Окончательно развиваются легкие, что подготавливает животных к переходу на сушу и началу полностью наземного существования.

Диплоидное число хромосом у амбистом - 28.

Аксолотль и другие амбистомы – Ambystoma tigrinum, Ambystoma mavortium, любители амфибий  держат как домашних питомцев.