Золотая лягушка. О ядах и ядовитые амфибиях. Ядовитые амфибии.

Золотая лягушка

Золотая лягушка

Золотая лягушка является одним из национальных символов Панамы. Её изображение можно увидеть на лотерейных билетах, сувенирных футболках и туристических проспектах. В панамских школах ученикам рассказывают, что, согласно фольклору (ещё до открытия Америки Колумбом), когда умирала эта лягушка, она превратилась в золотую. Считается, что эта маленькая лягушка приносит удачу. И уже много лет, статуэтки в форме золотой лягушки ставят в отелях и ресторанах, а также делают сувениры из золота и дарят людям в качестве талисмана. Всё для того, чтобы обрести удачу.

Если вы собираетесь в путешествие по Панаме, вы можете встретить это крохотное создание размером менее трёх сантиметров и весом в несколько грамм. Не вздумайте трогать её руками, иначе сильно пожалеете! Если в школе вы изучали биологию, то знаете, что яркая окраска в природе обычно предупреждает об опасности её обладателя, и золотая лягушка – прямое этому подтверждение. На поверхности её кожи находится столько сильного яда, что его достаточно для убийства нескольких взрослых здоровых мужчин. Для этого достаточно всего лишь потрогать эту лягушку. Аборигены использовали её яд для покрытия кончиков стрел, просто «натирая» их кожей свежепойманной лягушки.

Откуда у такого маленького земноводного столько яда? Ученые считают, что организм лягушки перерабатывает пищу, которую она ест, выделяя и концентрируя из неё токсины, которые, в конце концов, выводятся железами на поверхность кожи. Яд этой крошки называется батрахотоксин («батрахо» — лягушка на греческом) и действует в основном на сердечно-сосудистую систему и нервную систему человека (и любого другого животного). В природе есть только одно животное, которое не боится этой смертельной лягушки и даже питается ими — это змея вида Leimadophis Epinephelus.

Знаменитая панамская золотая лягушка могла бы перестать существовать в 2006 году. Огромное количество амфибий, и в том числе и она, пострадали от грибковой инфекции, образовавшейся на поверхности их кожи. Вещество, которое образуется на ней, не даёт им дышать. Также свою разрушающую роль вносят такие факторы, как загрязнение и исчезновение идеальной среды обитания.

Панамские золотые лягушки выбирают в качестве своей среды обитания дождевые (влажные) леса и сухие леса около Кордильерских гор в Панаме. Самое лучшее место для них – это водоёмы, причём с быстрым течением. В течение дня они в основном заняты охотой на мелких насекомых. Кажется странным, что такое маленькое существо свободно существует днём, учитывая, что этот вид лягушек крайне ядовит, но яркая окраска предупреждает хищников, что лягушка токсична и представляет собой серьёзную опасность. Самые ближайшие родственники этого вида обитают в Южной Америке и на Мадагаскаре, и тоже имеют яркую окраску, предупреждая о том, насколько данный вид токсичен.

Золотая лягушка не только крайне ядовита для животных, даже простое прикосновение к ней вызывает сильную аллергическую реакцию. Это связано с тем, чем она питается. Чем больше разных насекомых лягушка есть, тем более ядовитой становится её кожа. Все виды семейства золотой лягушки содержат опасные вещества на своей коже, но яд Панамской золотой лягушки самый опасный и токсичный. Токсины этой лягушки настолько уникальны, что ученые отнесли ее к отдельному типу амфибий.

Самцы Панамской золотой лягушки издают свист и способны также издавать два долгих громких звука, которые слышны через весь лес. Это крайне интересно, ведь у этих лягушек нет барабанных перепонок, а шум от рек, у которых они живут, может быть очень сильным. Так как же они общаются? Интересно, что золотые лягушки общаются при помощи, так называемой, семафорной системы. Они используют свои передние конечности для установления контакта с потенциальными партнерами и противниками. Как известно, большинство видов лягушек переговариваются при помощи кваканья. Однако существует теория, по которой данный вид лягушек развил способность общаться именно посредством конечностей, в связи с высоким уровнем шума водоемов в их первоначальной среде обитания. Как и многие люди, у которых поврежден слух, золотые лягушки общаются посредством языка знаков, сигнализируя друг другу. Они «машут» лапами, или поднимают одну лапу вверх, чтобы защитить свою территорию, привлечь самца или самку, и даже, чтобы общаться при встрече. Сейчас все еще продолжаются исследования этого редкого метода общения для лягушек.

У самцов и самок золотой лягушки практически одинаковая расцветка. Она различна только лишь по степени яркости и может быть как светло-жёлтой, так и ярко-золотистой. У них также имеются несколько черных пятен на спине и лапах, но иногда их не бывает вовсе. Самки обычно больше самцов по длине тела (примерно на двадцать пять процентов) и по весу.

Маленькие лягушата являются гораздо более ядовитыми, чем взрослые особи. Это связано с тем, что таким образом они могут лучше защитить себя, пока не вырастут. И чем старше они становятся, тем желтее становится окраска и тем больше появляется черных точек.

Золотых лягушек осталось не так уж много в их обычной среде обитания. Правительство Панамы начало сотрудничество с зоопарками мира, в частности Соединенных Штатов Америки, чтобы спасти этот редкий вид от исчезновения.

Автор: Екатерина Швецова