Пипы (Pipinae): икра, размножение, поведение, питание, охота, зимовка

Пипы: биология, экология, поведение

Род: Pipa Laurenti = Пипы

ПИПЫ (Pipinae), подсемейство бесхвостых амфибий подотряда безъязычных. 1 род (Pipa), 5 видов. Распространена в тропиках Южной Америки. Наиболее часто в террариумах содержат пипу Корвальо.

Длина до 20 см, при этом самки крупнее самцов. Тело широкое, приплюснутое. Голова большая, уплотненная, с заостренной мордой.

Передние конечности четырехпалые без плавательных перепонок, а задние — пятипалые с перепонками.

Обитают в воде или вблизи воды. Ловят добычу весьма своеобразно. При резком открывании рта вода устремляется внутрь и увлекает с собой зазевавшуюся добычу. Потом вода процеживается через углы рта, а попавшаяся рыбка с помощью подъязычного аппарата (языка как такового пипа лишена) отправляется в желудок. Если жертва слишком велика, пипа придерживает ее тонкими пальцами передних лап. Эти манипуляции напоминают обед с использованием китайских палочек для еды.

Пипы вынашивают свою икру на спине в специальных кармашках.

Пипу Корвальо содержат в аквариумах с непроточной водой при температуре 24-26С. Аквариум с животными необходимо закрывать сверху, чтобы они не смогли убежать. Длительное пребывание на суше для них гибельно. Спаривание отмечается по утрам, во время которого самка выметывает от 40 до 140 икринок. Появившихся головастиков следует отсадить от родителей, т. к. взрослые особи могут их съесть.При групповом содержании самцы пипы часто дерутся между собой, захватывая пастью ноги соперника, и это приводит к переломам.

Энциклопедия Домашних животных КИРИЛЛА и МЕФОДИЯ

...И земноводные порой способны поднести вам для разнообразия что-нибудь из ряда вон выходящее. Показательный пример – наши пипы. Эти своеобразные животные из Гвианы буквально ни на что не похожи. Они почти квадратные, по "углам" торчат ноги, а заостренный выступ между передними ногами обозначает голову. Тело сплющенное, темно-коричневое, почти черное. В общем, вид такой, словно несчастное животное когда-то давно попало в катастрофу и с тех пор медленно разлагается. Но всего поразительнее у этих причудливых созданий способ размножения. Пипа носит свое потомство в кармашках. Во время обычного сезона кожа на спине самки набухает, становится мягкой и рыхлой; это значит, что пипа готова к спариванию. Самец обхватывает самку сверху, и та просовывает под него длинный яйцеклад. По мере появления яиц самец оплодотворяет их и вдавливает в рыхлую кожу спины самки. Они уходят туда почти целиком, а та частица, которая выдается над кожей, твердеет. Головастики развиваются каждый в своем кармашке, пока не превратятся в крохотное подобие родителей. ФотоКогда приходит пора им вылупливаться, твердая крышка отстает, лягушата отталкивают ее и выходят на волю, словно стратонавт из гондолы. Мне однажды посчастливилось видеть, как вылупляются пипы, и я очень захотел проверить, можно ли добиться, чтобы они размножались в зоопарке. Я достал у торговца самца и самку и поместил их в павильоне рептилий. Держали мы пип в большом аквариуме, потому что они в отличие от других жаб ведут исключительно водный образ жизни...

Д. Даррел (отрывки из книги)

ПИПА СУРИНАМСКАЯ (Pipa pipa) достигает 200 мм длины. У нее почти четырехугольное сплющенное тело, широкая, сливающаяся с туловищем голова, заостренная спереди, тонкие передние ноги с длинными четырехраздельными на концах пальцами, не соединенными плавательной перепонкой. Задние ноги значительно толще, довольно длинны и имеют плавательную перепонку. Кожа, особенно у старых животных, морщинистая. От углов рта и впереди глаза свисают кожные лоскуты. Глаза малы и обращены вверх. Окраска желтоватая, переходящая иногда в черновато-бурую, нижняя сторона тела светлее, иногда с белыми пятнами, иногда же украшена черной полосой, идущей вдоль живота.

Живет суринамская пипа в Бразилии, Гайане, Гвиане Французской и Суринаме. Ведет водный образ жизни. Несмотря на это, у нее сильно развитые легкие и ороговевшая кожа — признаки, обычно хорошо выраженные у наземных форм. Пипа часто встречается в оросительных каналах на плантациях, во время засухи держится в почти высохших лужах, но, когда в период дождей ливни затопляют все лесистые местности, пипы, не покидая воды, бродят по всему лесу. На период дождей приходится также и откладка икры. Голос самца пипы напоминает тиканье часов.

Спаривающийся самец держит самку над задними ногами. Спаривание продолжается сутки. Не исключено, что у этого вида оплодотворение внутреннее. Клоака самки в виде большого мешка представляет собой своеобразный яйцеклад, который спаривающаяся самка продвигает под самцом к себе на спину. Самец нажимает на яйцеклад и поодиночке выдавливает из него яйца. Таким способом они почти равномерно распределяются по спине самки и попадают в расположенные на ней ячейки. Каждая ячейка имеет глубину 10—15 мм и вскоре после попадания в нее яйца принимает шестигранную форму. Сверху ячейки покрыты кожистой крышечкой диаметром 5—6 мм, образующейся из яйцевых оболочек. Перегородки, разделяющие ячейки, очень тонки и богаты кровеносными сосудами. Яйца пипы богаты желтком и достигают больших размеров — 6—7 мм в диаметре. В начальной стадии развития они весят 2,95 г, а к концу — 3,37 г. Вероятно, они получают воду, а может быть, и питательные вещества из организма матери. Количество откладываемых яиц колеблется от 40 до 114. Развитие продолжается 82 дня. Вполне сформировавшееся молодое животное разрывает ячейку и покидает ее. Самка стирает затем остатки ячеек о камни или растения и после линьки покрывается новой кожей. http://www.floranimal.ru