Усатая чесночница. Тонкорукие чесночницы Род: Leptobrachium Tschudi = Тонкорукие чесночницы ЧЕСНОЧНИЦЫ (Pelobatidae): чесночница - икра, размножение, поведение, питание, охота, зимовка

Семейство: Pelobatidae = Чесночницы

Род: Leptobrachium Tschudi = Тонкорукие чесночницы

Вид: Leptobrachium boringii Liu, 1945 = Усатая чесночница

Leptobrachium

Вид: Leptobrachium boringii Liu, 1945 = Усатая чесночница - синоним Vibrissaphora boringii Liu, 1945. Этот вид занесен в Красную книгу, так как его площадь ее ареала меньше 500 km2, и ее распределение по территории сильно фрагментировано. Этот вид известен из Emei Шаня и Junlian из китайской провинции Сычуань, Jiangkou Yinjiang из провинции Гуйчжоу и Sangzhi из провинции Хунань. Весь ареал лежит в Китае на высоте примерно 600 -700 м над уровнем моря. В настоящее время отмечается продолжающееся снижение объема и качества среды их обитания, а количество взрослых особей и число субпопуляций сокращается.

Усатые чесночницы Leptobrachium boringii имеют выросты на верхней губе, которыми самцы обзаводятся к сезону размножения, и которые используются ими как довольно грозным оружием. При этом для амфибий в целом характерны более-менее мирные брачные сражения. и когда два самца начинают выяснять, кто из них больше достоин самки, то всё обычно сводится демонстрации боевых поз или простому толканию. Усатые чесночницы в этом плане являются исключением из этого правила.

У этого редкого вида амфибий самцы намного превосходят самок по размеру, и все потому, что самцы вынуждены участвовать в весьма ожесточённых брачных турнирах. И в качестве оружия для таких схваток они обзавелись острыми выростами на верхней губе – так называемыми "усами". К сезону размножения у них на губе появляется от 10 до 16 таких выростов.

Большую часть года жабы проводят в лесу, но когда наступает сезон размножения, в феврале и марте, самцы концентрируются на берегах речек и ручьев, занимая выгодные позиции на прибрежных камнях, выжидая появления самочек. Специальные наблюдения исследователей за усатыми чесночницами, живущими вблизи гор Эмэйшань в провинции Сычуань, показали, что в течение двух брачных сезонов им удалось лично наблюдать семь сражений между самцами этих чесночниц.

Leptobrachium

Бои между самцами обычно происходят под водой на дне: когда каждый самец старается поддеть врага под брюхо своими "усами". И хотя смертельных случаем наблюдать ученым не приходилось, однако у многих самцов на брюхе в брачный период обнаруживались довольно глубокие раны, указывавшие на то, что последствия схваток могут быть довольно серьёзными для их здоровья. При этом, после таких схваток побежденный самец вынужден уступить территорию для размножения своему противнику, сам отправившись на свободное от других самцов место берега.

Замечено, что длина выростов на губе у самцов варьирует мало, а это значит, сто всё драках решают сила и размер самца. Интересно, что боевые усатые самцы чесночниц потом оказываются заботливейшими родителями. Это связано с тем, что самка, после брачных игр откладывает оплодотворенную икру на подводную часть подходящего камня на территории самца, после чего удаляется обратно в лес. А заботливый самец остаётся у кладки и внимательно следит за тем, чтобы будущее потомство было в безопасности. Причём многие сильные самцы охраняют икру, оплодотворённую не только ими, но и другими кавалерами, что подтвердил генетический анализ, показавший, что в таких случаях гены самца и зародышей часто не сходятся. По-видимому, самец захватив чужую территорию с находящейся здесь уже оплодотворённой икрой, не уничтожает потомство соперника, а заботится о нем. Самцы обычно остаются с икрой до вылупления детёнышей, после чего удаляются в лес вслед за самками, оставляя головастиков развиваться в водах ручья.

Зоологи пока не знают, в чём причина такого поведения. Возможно, избыток икры служит для самца заслоном, если вдруг к гнезду пожалует серьёзный хищник, а может, самки отдают предпочтение тем самцам, у которых много икры, – ведь это говорит о том, что самец уже кого-то потеснил, и, следовательно, не нужно пренебрегать его боевыми генами.