Биоразнообразие - проблемы и задачи. Экология, основные понятия, история экологии, окружающая среда, факторы

Биоразнообразие - проблемы и задачи

Глобальные экологические проблемы

Биологическое разнообразие как результат адаптивного преобразования живых систем в процессе эволюции, их комплементарности и возникновения биологической целесообразности означает разнообразие организмов, их природных сочетании и представлено таксономическим богатством (видовым, популяционно-генетическим, надвидовым и др.) и разнообразием биотических сообществ, различающихся по географическим, экологическим, структурным и функциональным уровням.

Быстрое и бездумное сокращение природного разнообразия уже к концу прошлого века заставило задуматься над их последствиями для самого человека. Интерес к проблеме биоразнообразия особенно возрос в 60-е годы, когда IUCN и Комиссия по редким и исчезающим видам начали работу по подготовке Красной книги. В последние годы проблема сохранения биоразнообразия становится все более актуальной. Однако до сих пор цели этой проблемы находятся в двойном противоречии, т.к. естественнонаучное обоснование базируется или на социально-экономической выгоде (ресурсный подход) или на эмоционально-религиозном аспекте (неантропоцентрический подход).

Человечество понимает концепцию охраны природы только как сохранение отдельных ее частей, притом утилитарно: все то, что не является инструментом или сырьем, по-видимому, является ненужным. Ресурсный подход, естественно, оставляет за пределами природоохранной политики большую часть видов, как не имеющих экономической ценности, на что указывал еще основатель учения об экологии животных Ч.С. Элтон.

В противовес ресурсному подходу все большее распространение, особенно в движении "зеленых", получила неантропоцентрическая теория (автором этой позиции в природоохранной политике был известный эколог Альдо Леопольд). В отдельных случаях эта теория базируется на мистико-религиозных основах. Иногда охрана биоразнообразия сводится только к теплокровным ("волков -охранять, пауков - уничтожать"), но нередко этот принцип распространяется на все живое (например, Б. Диксон предлагает охранять и патогенных микробов - холерный вибрион, чумную палочку и др.).

Попытки поиска выхода из этой ситуации путем рационального синтеза двух концепций делались неоднократно. Г.А. Либерману принадлежит наиболее удачное обоснование необходимости сохранения не ресурсных видов, которые по важности и значимости условно можно подразделить на четыре группы:

1) виды, имеющие скрытое (не ценовое), эстетическое, культурное, научное, образовательное и т.п. значение;
2) виды, перспективные как ресурс, биоиндикаторы для экомониторинга, объекты реконструкции, биотехнологии и др.;
3) виды, имеющие стабилизирующее значение в устойчивости экосистем и биосферы в целом;
4) виды, имеющие право на существование уже потому, что выжили и прошли длинный эволюционный путь.

В последнее время появилось множество методик экономических оценок социального, эстетического и других значений не ресурсных видов, рискованных с позиции охраны природы. В бесперспективности попыток денежной оценки даже ресурсных видов мы убедились при подготовке законодательных актов по установлению нормативов платы за пользование ресурсами животного мира Кыргызстана. Поэтому представляет большой интерес балльное ранжирование по видовому составу, особенностей и значения сообщества в целом и всего комплекса природных условий! Вместо балльной оценки возможно использование и показателей разнообразия, применяемых для сравнительных анализов.

Для выражения разнообразия широко используется отношение суммарного числа всех видов к единице площади. Однако для сравнения сообществ или групп популяций и их анализа следует использовать показатель видового богатства (отношение количества видов к общей их численности) совместно с показателем выравненности распределения функции составляющих видов. Формула Шеннона объединяет эти два показателя (разнообразия и выравненности) в общий показатель разнообразия и более правильно отражает соотношение видового состава и функциональной роли всех видов - от доминантов до редких. Таким образом, увеличение разнообразия означает удлинение пищевых цепей и обогащение различных симбиотических связей. Усиление структурных взаимосвязей в связи с увеличением видового разнообразия часто связывают с повышением устойчивости экосистем. Эта концепция прямой зависимости устойчивости экосистем от видового разнообразия (которая и лежит в основе вышеупомянутой третьей группы), необходимости сохранения разнообразия не ресурсных видов нашла довольно широкое распространение. Вместе с тем при любом анализе биоразнообразия важно учитывать пространственно-временные распределения, в т.ч. фактор времени как в сукцессионном развитии, так и в эволюционном масштабе. Естественно, что разрушительные экологические реакции в сообществах могут начинаться с утраты всего одного вида, но сама экосистема и ее биоразнообразие не исчезают, а только перестраиваются, образуя новые взаимосвязи обычно сохраняя всю функциональную структуру. Также известно, что наибольшим видовым разнообразием отличаются молодые сообщества, а по мере приближения сукцессии к климаксному сообществу видовой состав обычно обедняется.

Природный организм настолько сложен, что его работу до конца так и невозможно постичь. Каждый вид существует в равновесном состоянии - между постоянной тенденцией к расширению ареала и вымиранием. Необходима детальная разработка теоретической базы сохранения биоразнообразия, включая представление о режиме и рациональной технологии пользования, так как все же от пользования человечеству не отойти. К сожалению, все более интенсивному природопользованию постоянно сопутствует непродуманное и ничем не оправданное отрицательное воздействие на сообщества и виды, в т.ч. редкие. В этих условиях в природоохранной политике должен преобладать принцип: пользоваться - сохраняя и не нарушая, изучая - накапливать информацию.

Проблема сохранения разнообразия организмов и их природных сочетаний все более приобретает международное значение. В развитие Конвенции по сохранению биологического разнообразия (Рио-де-Жанейро. 1992) разработаны Глобальная стратегия по сохранению биоразнообразия на планете (IUCN) и Программа научно-технических исследований по биоразнообразию (UNEP), а также созданы Коалиция в области биоразнообразия и Межправительственный комитет по Конвенции по биологическому разнообразию. Актуальность проблем сохранения биоразнообразия ставит перед нашей республикой сложные задачи. В первую очередь в области научных исследований, дальнейшего укрепления и развития биологической науки, особенно систематики. создания информационных структур, формирования статистико-аналитических программ и организации мониторинга биоразнообразия.

Г.Г.Воробьев, к.б.н. http://www.zk.ru/murek/vorobev.htm