Гидробиоценоз. Понятие о гидробиоценозах. Экосистема-биоценоз

Гидробиоценоз

Понятие о гидробиоценозах

Гидробиоценозы - это сообщества живых организмов, обитающие в гидросфере - водной оболочке Земли.

От сообществ суши они отличаются многими особенностями, в том числе:

1. Продуценты в этих сообществах имеют микроскопические размеры и, как следствие, высокие темпы размножения и метаболизма (обмена веществ в процессе жизнедеятельности). Соотношение продуцентов и консументов в экосистемах воды и суши весьма существенно различается: в Мировом океане биомасса животных (32 млрд. т) значительно выше биомассы растений (1,7 млрд. т), то есть в 19 раз, а на суше, напротив, биомасса растений более чем в 1000 раз превышает биомассу животных. Это происходит потому, что водоросли очень быстро размножаются и дают возможность существовать большой биомассе консументов.

2. В водных экосистемах значительно повышена роль биохимических межорганизменных связей, так как в воде содержится большое количество продук- тов метаболизма, которые оказывают ингибирующее (подавляющее), стимулирующее или другое влияние на гидробионтов.

3. Водные сообщества, в отличие от наземных, часто функционируют в условиях дефицита кислорода.

4. Сообщества гидросферы в гораздо большей степени стратифицированы по вертикали, чем наземные. Пелагиаль Мирового океана по вертикали подразделяют на:

- эпипелагиаль - глубины от поверхности до 200-500 м;
- мезопелагиаль - от 200-500 м до 1000-2000 м;
- батипелагиаль - от 1000-2000 м до 3000 м;
- абиссопелагиаль - от 3000 м до 5000 м;
- хадопелагиаль более 5000 м.

Аналогично подразделение бентали на эпибенталь, мезобенталь, батибенталь, абиссобенталь и хадобенталь.

В зоне континентального шельфа и в эпипелагиали обычно представлены биоценозы полного состава (продуценты-консументы-редуценты). Начиная с глубин 200-300 м, фотосинтезирующие растения (продуценты) практически отсутствуют, поэтому здесь население океана представлено биоценозами неполно- го состава.