Понятия биосферы, биоценоза и экосистемы. Человек и биосфера

Понятия биосферы, биоценоза и экосистемы

Перейти в оглавление раздела:Биосфера

Понятия биосферы, биоценоза и экосистемы

Читать дополнительно: Основные биомы (экосистемы) Земли

Биосфера - пространство, занимаемое всеми живыми организмами нашей планеты. В природе существуют два основных типа объединений организмов: - общественные группировки (у позвоночных); - необщественные группировки (скопления, сообщества, биоценозы). Скопления особей одного или нескольких видов носят временный характер (нерестовые, кормовые, привлекаемые на источник света и др.). Биоценоз, или сообщество, (термин предложен Мебиусом в 1877 году) - объ- единение организмов, которые связаны друг с другом взаимозависимостью и образуют группировку, относительно стабильную во времени и пространстве. Биоценозы могут быть устойчивыми или циклическими. В современной эко- логии под биоценозом понимается группировка живых организмов, формируе- мая в определенных более или менее устойчивых условиях внешней среды, ха- рактеризуемая определенным видовым составом и наличием взаимозависимо- стей между входящими в нее видами. 6 Биоценоз занимает пространство, именуемое биотопом. Размеры и продол- жительность существования биоценоза могут быть весьма различными. Сино- нимами биоценоза можно считать ассоциацию или сообщество. Экосистема - это система, состоящая из биотопа и населяющего его биоце- ноза. Экосистема обычно относительно однородна по рельефу, климату, видо- вому составу населения, физическим и химическим свойствам биотопа. Интен- сивность обмена веществ и энергии между компонентами экосистемы, как пра- вило, относительно стабильна. Экосистемы обычно складываются в процессе длительной эволюции и явля- ются адаптацией видов к окружающей их среде обитания. Они обладают свойст- вом саморегуляции и способны противостоять изменениям окружающей среды и резким колебаниям численности и плотности составляющих их популяций или их группировок. Экосистема обычно включает в себя: - биотические органические и неорганические вещества среды обитания жи- вых организмов; - автотрофные организмы-продуценты, способные синтезировать органи- ческие вещества за счет неорганической среды; - гетеротрофные организмы-консументы, питающиеся продуцентами или другими консументами; - редуценты (или биоредукторы, или деструкторы), разлагающие органиче- ские вещества на неорганические составляющие.