Эволюция и паразитизм

Эволюция и паразитизм

ФотоЧитать: Типы паразитизма: экто-, мезо- и эндопаразитизм

* МЕЗОПАРАЗИТИЗМ

Среди 1,5 млн видов живых существ почти 50 тыс. ведут паразитический образ жизни. И это без учета тысяч представителей микромира, вплоть до вирусов и более просто организованных субстанций.

Крупнейший российский ученый-паразитолог Е. Н. Павловский определил паразитизм как форму сожительства организмов, относящихся к разным видам, при которой один организм (паразит) использует другой организм (хозяина) как среду обитания.

Но когда мы говорим о паразитизме, то речь идет не о паре особь паразита - особь хозяина, а о системе популяция паразита - популяция хозяина. Именно поэтому паразитизм - явление экологическое. Такой подход позволяет считать, что определение паразитизма в одинаковой степени приемлемо для животных-паразитов, бактерий, вирусов и других возбудителей инфекционных болезней животных и человека.

Тысячелетняя история животного мира, из которого выделились человек и домашние животные, где все, от бактерий до млекопитающих, сходно организованы на молекулярном уровне, представляет интерес в плане паразитизма и болезней. Ведь из всех известных сегодня науке паразитов не менее девяти десятков являются общими для человека, домашних животных и дикой фауны. И это еще одно важное доказательство единства органического мира.

Сегодня на Земле существует 20 типов животных, объединяющих 1,5 млн видов. Из числа наиболее значимых типов простейшие насчитывают 70 тыс. видов, черви - 15,3 тыс., членистоногие - 1 млн и хордовые - 40 тыс. видов.

Ветеринарное и медицинское значение в первую очередь имеют животные-паразиты - возбудители болезней; переносчики возбудителей болезней; дикие животные, которые болеют теми же болезнями, что сельскохозяйственные животные и человек, и, следовательно, могут быть источником их заболевания, они же - природные хранители (резервуары) возбудителей болезней.

Чтобы представить себе современную ситуацию с болезнями животных, опасными для человека, а также с болезнями, общими для животных и людей, необходимо обратиться к истории их возникновения и эволюции.

До мнению известных ученых Л. В. Громашевского, В.М. Жданова, Д. К. Львова, одомашнивание животных сыграло большую роль в инфекционной патологии человека. Многие инфекционные болезни животных появились у людей после одомашнивания животных разных видов.

Однако есть все основания полагать, что возникновение этого стихийного зла относится к значительно более ранним этапам эволюции.

М.Г.Таршис, Б.Л.Черкасский. Болезни животных, опасные для человека