Геном неолитических европейцев. Геном неандертальца.Неандертальцы умели разговаривать. РОДОСЛОВНАЯ человека и его предков.

Геном неолитических европейцев

Расшифрована ДНК неолитического охотника

Ученые впервые расшифровали полный митохондриальный геном доисторического европейца. ДНК дала найденная в Альпах мумия охотника Этци. Его потомки исчезли с лица земли.

Итальянские и британские биологи смогли расшифровать митохондриальный геном 46−летнего мужчины, который жил 5,1—5,3 тыс. лет тому назад в Альпах. Его нашли в 1991 году вытаявшим из снега на границе Австрии и Италии. Ученые выяснили, что он был охотником и жил во времена позднего неолита — раннего бронзового века. Мужчину окрестили Этци.

Команда ученых во главе с Лукой Эрмини из университета Камерино отобрала образцы тканей из кишечника Этци и смогла установить последовательность митохондриальной ДНК, которая передается по женской линии.

«Это древнейший полный митохондриальный геном homo sapiens», — уверены авторы.

Они опубликовали результаты своего исследования в журнале Current Biology. Как сообщается в онлайн-версии, «ледниковый человек» принадлежал к подкластеру митохондриальной гаплогруппы K 1, который не выявлен у современных европейцев. Профессор Франко Ролло поведал National Geografic, как удивлены были его коллеги, не найдя схожести ДНК Этци с тремя существующими генетическими вариантами K 1. Биологи окрестили новый тип подкластером Этци.

К гаплогруппе K принадлежат около 8% европейцев.

Не встречающаяся сегодня ДНК Этци не является доказательством того, что охотник был каким-то особенным, уверен Ролло. По словам биолога, это свидетельствует лишь о том, что в прошлом существовала группа мужчин и женщин, у которых была митохондриальная ДНК типа K 1 — Этци, однако сейчас эта группа вымерла или очень редко встречается.

Митохондриальная ДНК теряется, если у женщин нет детей женского пола.

Соавтор исследования Мартин Ричардс из университета Лидса полагает, что подкластер Этци возник около 20 тыс. лет назад. Как пишет Reuters, биологи планируют исследовать Y-хромосомы, которые наследуются по мужской линии.

Мумия Этци считается одной из наиболее изученных в мире. Два немецких туриста нашли ее в Эцтальских Альпах на леднике Симилаун. Чуть более 5 тыс. лет назад осенью или зимой этого мужчину предположительно убили стрелой. Вскоре после его гибели пошел снег, в результате чего труп законсервировался до наших дней. У него сохранились практически все ткани и внутренние органы.