Ставрикозавр. Динозавры. Мир динозавров. Динозавры хищные. Яйца динозавров. Гоби.

Род: Ставрикозавр, сем. Herrerasauridae

Ставрикозавр

Род: Staurikosaurus † Colbert, 1970 = Ставрикозавр

Перейти в оглавление раздела: Виды динозавров

Ставрикозавр, и только один экземпляр, был обнаружен при раскопках в районе Рио-Гранде-до-Сул в Южной Бразилии. Эдвином X. Кольберт из Американского музея естественной истории, дал научное описание виду в 1970 году. Этот мелкий древний динозавр жил во время позднего триаса, примерно 225 миллионов лет назад.

До середине 20 века открытием останков динозавров изобиловало только Северное полушарие Земли, а вот в Южном найти скелеты древних ящеров практически не находили. Поэтому, название "южный крест" в имени динозавра происходит от созвездия Южного креста, в ознаменование находки динозавров в Южном полушарии, которые до этого были редкостным явлением. Поэтому ставрикозавр - ящер "Южного креста".

Ставрикозавр в длину мог достигать примерно 2 метров, что позволяет назвать его достаточно мелким в сравнении с другими его собратьями, а весил он, вероятно, около 30-35 кг – он был очень легким ящером. Зубы были заостренными, так что ставрикозавр, вероятней всего являлся хищником. Челюсть ящера имела интересное строение: она могла слегка выдвигаться вперед и, наоборот, задвигаться глубже в пасть. Вероятно, таким образом, ставрикозавру было легче удерживать попавшую ему в пасть жертву. Относительно небольшое тело ставрикозавра венчала большая голова, а хвост был тонким и длинным. Скорее всего, он служил своеобразным рулём, помогая ставрикозавру во время бега, а передвигался динозавр очень быстро. Палеонтологи не без оснований считают, что ставрикозавр мог самым быстрым ящером своего времени, на что указывают его длинные и сильные задние конечности.

Известно об этом мелком животном не много, но это очень важный вид, так как до самого последнего времени ставрикозавр был самым древним из известных динозавров. Судя по его внешнему виду, он походил на мелких хищных теропод, но некоторые черты строения скелета делали его близким растительноядным прозауроподам.

Предполагали, что он был близок к тем ящерам, от которых путем дивергенции произошли обе группы ящеротазовых динозавров. Однако в 1984 году в Аризоне в Пеинтед Дезерт, США, были найдены остатки еще более древнего динозавра и он оказался настолько похожим на прозауропод, что стало ясно, что группа прозауропод эволюционно древнее, чем ставрикозавр. Так как ставрикозавр был весьма древней формой и известные ученым части его скелета имеют очень примитивное строение, то может быть сделан вывод, что и недостающие части скелета были столь же примитивны. Так мы можем реконструировать облик ставрикозавра и предположить, что стопа и кисть его имели по пять пальцев, то есть находились на ранней стадии эволюции (по другим данным верхние конечности ящера были украшены четырьмя пальцами).