Птерозавр-воробей. Nemicolopterus crypticus † = Птерозавр-воробей. Птерозавры = Pterosauria. Летающие динозавры: Птеранодон, Птеродактиль. Динозавры. Мир динозавров. Динозавры хищные. Яйца динозавров. Гоби.

Вид: Nemicolopterus crypticus † = Птерозавр-воробей

Перейти в оглавление раздела: Летающие динозавры: птеродактили, читать: * Птерозавры

Птерозавр-воробей поедал на завтрак насекомых мезозоя

Самый небольшой вид древних летающих ящеро был обнаружены в Китае. Размах крыльев у найденного птерозавра-подростка составляет всего 25 сантиметров – совсем как у обычного домового воробья. Окаменелости этого крохотного ящера были найдены в провинции Ляонин. Ему было присвоено имя Nemicolopterus crypticus, что можно перевести как "скрытный летающий лесной житель". Этот маленький птерозавр представляет собой не только новый вид, но и новую группу отряда Летающие ящеры, ранее неизвестную. А жил этот птерозавр примерно 120 миллионов лет назад.

Скелет птерозавра Nemicolopterus crypticus сохранился почти полностью, что позволило сделать ряд интересных и важных выводов.  Так, изученный экземпляр ещё не вполне достиг размеров и возраста взрослой особи, хотя по всем признакам вылупився из яйца давно. Попадавшиеся палеонтологам ранее, образцы птерозавров меньшего размера, были явно моложе, на момент своей гибели, данной особи птерозавра. Потому, на данный момент, это самый маленький птерозавр из всех найденных.

Птерозавры жили от 228 до 65 миллионов лет назад и насчитывали, по оценкам учёных, даже больше видов, чем современные птицы. По мнению авторов работы, данное существо открывает новую главу в эволюции летающих рептилий, поскольку ранее не были известны примеры столь хорошей адаптации птерозавров к жизни в кронах деревьев. Получается, что Nemicolopterus crypticus хозяйничал среди ветвей больше, чем какой-либо другой известный птерозавр, и данное открытие расширяет не только разнообразие видов птерозавров, и без того — феноменальное, но и разнообразие мест их обитания, и соответственно - их образа жизни.

Учёные выяснили, что беззубый Nemicolopterus crypticus обладает рядом анатомических особенностей, выделяющих его среди всех птерозавров. Например, необычно сильный изгиб костей стопы, показавший исследователям, что этот птерозавр-воробей значительную часть времени проводил на деревьях, обитая в пологе леса и питаясь насекомыми. Отмечен и ряд других отличий в строении черепа и конечностей.

Положение птерозавра Nemicolopterus crypticus на эволюционном древе летающих ящеров указывает на его родство с более крупными птерозаврами, в том числе с видами, обладавшими размахом крыльев более 10 м, а по некоторым данным и до 18 м. Учёные считают, что группа птерозавров, к которой относится птерозавр-воробей Nemicolopterus crypticus, родственна группе Ornithocheiroidea.

Учёные считают, что в целом птерозавры постепенно эволюционировали от небольших видов к крупным, научившись на каком-то этапе развития питаться рыбой, вместо насекомых, как это делал Nemicolopterus crypticus. Известно, что многие виды птерозавров обитали именно на берегу морей и океанов, где и добывали себе пропитание.